Атиша

Советы духовного друга

духа.

Есть два важных аспекта, которые следует узнать в связи с преображением своих мыслей в пробужденный ум. Прежде всего, мы должны осознать, что забота о самости это враг, который подлежит уничтожению, а во-вторых, что все наделенные чувствами существа наши истинные друзья, которых нужно любить и которым следует помогать изо всех сил. Несмотря на то, что в настоящее время у нас нет способности облагодетельствовать все существа, тем не менее мы ответственны за то, чтобы развивать свои умы вплоть до того момента, когда наш подход, основанный на заботе о самости, преобразится в помощь другим существам и заботу о них. Для того чтобы добиться этой цели, мы должны осознавать, что все материнские чувствующие существа добры к нам и по-настоящему нуждаются в нашей помощи. Мы должны внимательно присматриваться ко всем другим существам и понимать, что они хотят получить, а чего избежать. Здесь все просто: все существа желают обрести счастье и избежать страдания. Для того чтобы увести их от нежеланных им явлений и дать им предметы, в которых они испытывают нужду, мы должны вести себя следующим образом.

Во время медитации поочередно бери и отдавай.

Тибетский термин, обозначающий эту технику, звучит как тот-лен: отдавать и забирать. Однако во время медитации сначала следует забирать, а потом отдавать. Первым делом мы должны принять на себя все несчастье и нечистоту у всех наделенных чувствами существ, потому что только тогда они смогут насладиться счастьем и заслугами, которые мы дадим им взамен их горестей. Это все равно, что почистить грязный котел, прежде чем поместить в него еду.

Перед медитацией мы должны провести предварительное созерцание, в котором заострим внимание на том факте, что на протяжении наших бесчисленных перерождений каждое наделенное чувствами существо хотя бы раз побывало нашей матерью. Помня о доброте чистой материнской любви, мы вызываем в своем сердце горячее желание отплатить за доброту, которую эти существа изливали на нас, пребывая в форме наших матерей.

Затем, практикуя отдачу и изъятие, мы сначала создаем в глубине своего сердца сильное желание принять на себя все страдания наделенных чувствами существ. На основе этого побуждения мы воображаем все их горести в виде темного тумана, похожего на смолистый дым, который слетается к нам из всех направлений. Мы поглощаем этот туман и тем самым уничтожаем в своем сердце воззрение, которое зиждется на заботе о самости. Затем мы создаем желание заменить страдание существ на счастье и заслуги, которые есть в нас. Такое побуждение или пожелание следует соединить с молитвой, обращенной ко всем объектам прибежища: духовному мастеру, трем высшим драгоценностям и нашему личному божеству медитации (идам, иштадевата) для успешного выполнения всех этих практик. Мы отдаем свои заслуги и счастье в форме воображенного сияющего света, который расходится лучами из нашей груди и прочих частей нашего тела. Эти лучи озаряют всех наделенных чувствами существ и исполняют все их желания. Мы должны выполнить эту технику много раз, чтобы плодотворно преобразить свои мысли.

Развивай практику поступательно, начиная с себя.

До сих пор мы стремились приобретать счастье и благоденствие для себя, так мы не давали себе преисполниться щедрого сострадания к другим существам. Поэтому сначала мы можем столкнуться с трудностью, когда примемся, напрягая воображение, размышлять о том, как же нам забрать страдания у всех остальных существ. Мы должны начать медитацию, смирившись со всеми затруднениями, которые могут случиться с нами сегодня, завтра и в следующей жизни. Хотя главная задача практики отдачи и изъятия заключается в том, чтобы принять на себя несчастье других существ, мы обучаем свой ум воображать наши непосредственные страдания. Только после того как наш ум привыкнет к этой практике, мы начнем забирать страдания у других существ. Альпинист, желающий покорить Эверест, сначала потренируется на менее высоких пиках, вот точно так же мы должны попрактиковаться на себе.

Несмотря на то, что в начале этой медитации нам придется трудно, в конечном итоге чистое желание принять на себя страдания других существ и отдать им только радость и счастье естественным образом поднимется из глубины нашего сердца. В армии солдаты проводят военные учения, и лишь по прошествии очень многих занятий они развивают желание и умение сокрушить своего настоящего врага.

Практику отдачи и изъятия привяжи к дыханию.

Если практику отдачи и изъятия привязать к дыханию, она протекает легче. Сначала