Атиша

Советы духовного друга

легко доступную пониманию, которая и представлена в этой книге.

Геше Чекава решился написать свой текст отчасти потому, что как-то раз прочел в книге "Восемь стихов о преображении мыслей", особый стих, гласивший о том, что следует брать на себя всю вину и страдания и отдавать всю выгоду, пользу и счастье другим людям. Заинтересовавшись этой необычной идеей, Чекава отправился в столицу Тибета Лхасу на поиски мастера, который владел устной традицией учения о преображении мыслей и мог объяснить ему этот стих. Приехав в Лхасу, он обошел вокруг главный храм, а потом спросил людей, какой мастер мог бы дать ему наставления относительно этого текста. Когда Чекаве, наконец, удалось найти город, в котором жил Лангри Тангпа, он узнал, что этот мастер уже скончался.

Затем Чекава отправился в монастырь Геше Шаравы, известного учителя, который когда-то был учеником Лангри Тангпы. В монастыре Чекава узнал, что как раз в это время Шарава читает наставления на путь Хинаяны Слушателей (мьян-тос; шравака). Растерявшись и пав духов оттого, что ничто не указывало ему на пробужденный ум, Чекава решил пойти дальше искать учение об этих двух строках. Тем не менее, когда Шарава закончил читать лекцию, Чекава подождал, когда этот мастер после обеда согласно обычаю пойдет кругом монастырского дома. В этот момент Геше Чекава бросил на землю свою одежду и крикнул Геше Шараве, когда тот приблизился к нему: "Прошу вас сесть. Мне нужно расспросить вас о Дхарме".

Геше Шараву покоробило поведение незнакомца, ведь ему пришлось остановиться. "Сегодня я прочел лекцию, которой развеял все сомнения и все прояснил, - сказал он. - Где ты был тогда? Какой еще вопрос ты хочешь задать мне?" И Чекава объяснил мастеру, что не может понять две строки из книги, и поинтересовался, существует ли объяснение этих строк. Он добавил, что при наличии такого объяснения его единственным желанием будет получить наставления. Геше Шарава ответил: "Не имеет значения, хочешь ты приобрести учение или нет. Если ты хочешь полностью достичь поля Будды, тогда ты должен понять смысл учения. Эту строку священной книги объясняет стих из "Драгоценной гирлянды" (Ратнамали), написанный почтенным Нагарджуной".

После того как они расстались, Чекава прочел текст Нагарджуны и убедился в том, что строки из книги "Восемь стихов о преображении мыслей" в самом деле имели сноску. Он вернулся к Шараве и спросил его, не мог бы тот уделить ему еще немного времени для изучения смысла текста. Шарава согласился. Тогда Чекава спросил, почему Геше Шарава не говорил о пробужденном уме, когда читал лекцию. Шарава в отчаянии ответил, что ему не было никакого смысла растолковывать кому-либо то, что было известно мастеру, так как лишь немногие люди среди слушателей хотели пробудить свой ум.

Тем не менее, Чекава провел почти двенадцать лет рядом с Шаравой и полностью получил учение о преображении мыслей. К тому же, он активно практиковал медитации, привнося в практику все свои познания. Таким образом, он развил в себе ясное ощущение пробужденного ума и стал поистине пробужденным воином, бодхисаттвой. Руководствуясь своим бесконечным состраданием ко всем наделенным чувствами существам он поместил свои познания в сочинение, которое называется "Преображение мыслей в семь ступеней".

1. Предварительные практики.

Сначала обучись всем предварительным практикам.

Следующие четыре объекта для созерцания представляют собой основу всех наставлений Дхармы: 1) предыдущая человеческая форма, 2) смерть и непостоянство, 3) поступки и их плоды, 4) недостатки циклического существования. Мы должны старательно медитировать на эти четыре пункта и пытаться правильно осознавать их с самого начала практики. Если мы не преуспеем в своей практике, тогда фундамент нашей медитации будет хрупким, и мы не сможем осознать более глубокие аспекты, как например относительно пробужденный ум и высший пробужденный ум. Человек, желающий стать школьным учителем и успешно учить других людей, должен сначала выполнить необходимые условия, то есть пройти курс обучения в университете, точно так же мы должны первым делом заняться предварительными практиками для того, чтобы достичь более высоких уровней реализации.

Для обретения успеха в любой практикуемой нами медитации мы должны всегда выполнять подготовительные меры, принимая искреннее прибежище в Трех Редких и Высших Драгоценностях, то есть в полностью пробужденном человеке (будде), истине (дхарме), и группе людей, настойчиво стремящихся к добродетели - иначе говоря, в духовной общине (сангхе).