Атиша

Советы духовного друга

это великий святой. У такого человека поступки тела, речи и ума никогда не расходятся с развитием пробужденного ума.

В-пятых, это великий йог. Такой человек воспитывает пробужденный ум, если он еще не появился, и увеличивает то, что уже развито, никогда не позволяя себе откатиться назад. Если мы уподобились этим пяти великим существам, это еще один признак того, что наш ум хорошо усвоил практику.

Если у тебя есть способности, ты учишься, пусть даже отвлекаясь.

Человек в глубокой медитации меньше отвлекается на внешние ситуации, и тогда все душевные изъяны обычно пребывают в скрытой форме. Если мы можем удерживаться от влияния желаний и агрессии, тогда даже при возникновении смущающих обстоятельств, способствующих проявлению душевных изъянов, мы подчиняем свой ум, что указывает на наше владение практикой. То же самое верно в отношении управления лошадью. Сначала нам нужно жестко управлять лошадью, но когда она привыкла к нам, когда возросло наше мастерство, мы уже можем не бояться упасть с нее. На самом деле, мы сможем есть, говорить и даже спать верхом на лошади.

6. Обязательства преображения мыслей.

Существуют восемнадцать обязательств, то есть заповедей, указывающих нам, что мы должны выполнить в практике, а чего избежать. Следует постоянно хранить их в уме и считать их своим путеводителем, когда мы далеки от своего личного духовного мастера.

Всегда выполняй три главных условия.

1. Первое условие гласит, что нам нельзя вести себя вопреки своим обещаниям. В отношении преображения мыслей есть много главных и второстепенных обязательств. И если мы считаем нарушение одного обязательства несущественным, значит нарушаем заповедь. Если мы, скажем, после уроков о заботливом отношении ко всем другим существам случайно убиваем маленького муравья и полагаем, что ничего особенного не совершили, значит нарушаем правило своей практики. Эти заповеди приносят пользу всем существам. Подобно инструкции по применению на коробке с лекарствами, предписывающей нам количество и способ потребления пилюль, эти заповеди проясняют, что помогает и что мешает нашей практике. Мы должны хорошо знать эти пункты, строго придерживаться предписания и точно выполнять практику.

2. Второе условие гласит, что мы никогда не должны позволять преображению мыслей становиться причиной развития высокомерия. В тексте четко написано, что мы не должны становиться "сверхъестественной силой" (тхо-чо). Вы увидите объяснения этой строке позже. Часто около деревьев и воды живут духи, которые, если их потревожить, могут принести вред. Люди, осознающие их присутствие, стараются не вмешиваться в их дела и не рубят деревья, не копают ямы на таких участках. Мы можем подумать, будто такую осторожность соблюдают только суеверные люди, что людям вроде нас, которые занимаются строго практикой, не нужно принимать в расчет такие вещи. В результате мы можем срубить дерево, которое рубить нельзя, возбудить и замутить воду, которая должна оставаться спокойной, нажить себе неприятности или даже съесть отравленную пищу. Такая ошибка может оказаться роковой. Все такие высокомерные поступки, совершенные с тщеславными мыслями (мол, сила нашей практики защищает нас от последствий таких действий), противоречат практике. Мы никогда не должны уподобляться человеку, который не из сострадания, а из тщеславия посещает кого-то с заразной болезнью, думая: "Я не заражусь благодаря силе своего ментального развития". Подобные поступки противоречат учению.

3. Третье условия гласит, что мы не должны быть однобокими. Нам нельзя принимать в свою практику одних существ, и исключать других. Например, нам нельзя делать различие между человеком и собакой, если они оба пытаются навредить нам, проявляя терпение только по отношению к человеку и мстя собаке. Нам нельзя делать различие между людьми, щадя богатых противников, занимающих высокое общественное положение и строго обращаясь с бедными и несчастными. Одним словом, мы должны относиться равно ко всем существам всех шести областей существования.

Поменяй свое отношение, оставаясь естественным.

4. Духовное воспитание своего ума предполагает, что мы постоянно работаем над преображением неправильных воззрений. Вплоть до достижения полной реализации мы должны воспитывать мысли, способствующие развитию добродетельных качеств. Но по мере поступательного изменения своего побуждения мы должны все время гармонировать с другими людьми, нам нет нужды выставляться напоказ. Нам нельзя бахвалиться своими привычками, чтобы показать, что в нас произошли