Атиша

Советы духовного друга

большинства людей.

Если ты будешь так себя вести, то накопишь заслуги и мудрость.

Накопление заслуг и мудрости зависит от совокупности добродетельных положительных усилий, поддерживающих нас в нашей практике. Накопление физической "заслуги" через такие практики, как проявление щедрости, становится причиной достижения совершенного тела формы, или рупакаи, пробужденного бытия. Накопление "мудрости" происходит благодаря осознанию пустоты всех вещей и становится семенем обретения озарения пробужденного бытия, известного как совершенное тело истины, или дхармакаи.

Искоренив два типа помрачения, то есть выполнив задачу сознания в человеческой форме, ты достигнешь высшего и полного пробуждения.

Способ, которым мы достигаем высшей реализации, заключается в устранении двух препятствий, которые мешают нам осознать истинную природу реальности. Вот эти препятствия: душевное неблагополучие и всезнайство. Первое препятствие мешает нам освободиться от сил циклического существования, а второе препятствие отсекает от нас всеведение поля Будды. По сути, мы начинаем избавляться от этих препятствий, только когда нам удается реализовать свою практику.

Если мы хотя бы не ослабим психологическую неуравновешенность, более тяжелое препятствие из двух означенных, то можем и не обрести счастье и душевный покой, даже если будем иметь все внешние обстоятельства для материального благополучия. Человечество уже добралось до луны, долгожданной цели многих людей, но всеобщее счастье все еще не обретено нами. Для того чтобы сделать эту жизнь поистине осмысленной, мы должны совершать внутреннюю работу. Если нам не удастся за всю свою жизнь устранить в себе даже один единственный изъян душевного порядка, значит мы родились только для того, что доставить муки своей матери, и в этом отношении мы нисколько не отличаемся от животных.

Большинство разумных людей осознают, что то и дело подпадают под влияние смены эмоций, которые часто приводят к нервному срыву. Если мы сосредоточиваемся на своем продвижении по духовному пути, не пытаясь уменьшать силу этих препятствий, значит наш подход изначально поверхностен. Однако мы не можем стать просветленными за один день практики. Наш ум подобен луковице. На протяжении дней, складывающихся в месяцы, мы поступательно очищаем слои своих заблуждений. В конце концов однажды мы достигаем своей сокровенной сути и полностью осознаем свою истинную природу. Это достижение полной реализации зависит лишь от нас самих. Один тибетский мастер медитации сказал так: "Мы должны самостоятельно различать правильное и неправильное, но нам не следует думать, будто мы абсолютно зависим от своего духовного мастера из-за того, что сдались ему, как будто мы младенцы, сосущие грудь матери. Наш подход должен учитывать осознание того факта, что интуитивная осознанность зависит от наших усилий и нашей разумности".

По сути, практиковать Дхарму значит вносить суть учений в свою повседневную жизнь, пытаясь сделать других людей, как и самих себя, счастливыми. Если нам не удается добиться этого, тогда даже получение учений посредством созерцательных состояний ума не будет иметь никакого смысла, так как слова и учения это не что иное, как способ изменить свое отношение.

Камень веры и камень нравственности, камень щедрости и камень слушания, камень внимания, камень стыдливости и камень разумности - вот семь высших драгоценных камней. Запасы семи драгоценных камней никогда не иссякают. Не рассказывай о них тому, кто не является человеком.

Хотя мы не можем носить сразу все свои внешние украшения, мы можем украсить свой ум всеми семью внутренними драгоценными украшениями арии. Драгоценный камень веры это некая убежденность в истинной природе объектов прибежища. Драгоценный камень нравственности побуждает нас вести себя согласно внешним и внутренним кодексам хорошего поведения.

Если нам не хватает драгоценного камня щедрости, тогда мы станем скаредами и духовно обедним себя, даже если у нас будут горы богатств. Цепляясь за деньги, мы умрем, так и не потратив их на благотворительные цели, и наше стяжательство не будет иметь для нас никакой пользы. Если же обладаем драгоценным камнем щедрости, тогда мы поделимся с другим человеком даже одной единственной монетой, если таковая найдется у нас. Без щедрости наше благосостояние никогда в действительности не возрастает, но если мы щедры, тогда чем больше мы отдаем, тем больше нам возвращается. Однако мы должны поддерживать равновесие, поскольку если мы отдаем слишком много, тогда нам может недостать