Атиша

Советы духовного друга

мы должны поступать из сострадания, а вовсе не их соображений мимолетной выгоды, славы, уважения или извращенного чувства фарисейского долга. Учитель, который любит своих учеников и сострадает им, устанавливает с ними более глубокую связь. Без таких качеств учитель никогда не сможет закрыть брешь скептицизма.

Не говори пренебрежительно о духовных доктринах, направь внимание на то, чему поклоняешься.

Нам следует придерживаться духовной системы, которая наилучшим образом подходит нашим способностям, и не позволять себе критиковать другие традиции. Люди с разными склонностями, естественно, выбирают себе традиции по душе. У нас нет права сбивать других людей с выбранного ими пути, критиковать их и принижать их выбор только потому, что мы придерживаемся определенной системы. Третируя другие религиозные системы, мы ведем себя грубо и недобродетельно, отталкиваем Дхарму. Будда Шакьямуни говорил: "Религиозное сектантство приносит более худшие результаты, нежели убийство святых или разрушение стольких религиозных памятников, сколько найдется песчинок в Ганге".

Используя канал десяти практик Дхармы, старательно практикуй все сутки напролет.

Мы пробужденные воины, поэтому должны активно практиковать десять трансцендентных совершенств. Первые шесть совершенств хорошо известны всем. Это щедрость, высоконравственное поведение, терпение, исполненное бодрости усердие, медитативная уравновешенность и ясная осознанность. А вот остальные четыре совершенства: сила, воодушевляющие на путь молитвы, эффективные средства и исконная сознательность. Будда Шакьямуни говорил, что мы должны искренне выполнять эти десять практик Дхармы.

Следующий список предназначен для тех людей, которые выполняют практики большого колеса, Махаяны. Для тех людей, которые не идут активно по этому пути, есть другой список из десяти главных практик, объясненных Майтреей. Грядущим Буддой. Вот десять практик, получивших название практик одного дня:

1) перевод и написание священных книг;

2) совершение подношений трем высшим драгоценностям;

3) щедрая милостынь бедным и больным;

4) слушание лекций о Дхарме;

5) чтение священных книг в уединении и для других людей;

6) сердечное осознание сути учения посредством медитации;

7) объяснение смысла Дхармы;

8) повторение Сутры Сердца или любой другой сутры Будды;

9) размышление о смысле текстов;

10) сосредоточенная медитация на смысле учения.

Таким образом, мы должны стремиться обрести десять трансцендентных совершенств, выполняя десять ежедневных практик, тем самым придавая всем своим поступкам верное направление. В связи с этим нам часто рекомендуют спать как можно меньше. Будда Шакьямуни сказал, что самый благотворный сон протекает несколько часов, перед полуночью и после нее. Мы должны бодрствовать в ранние часы утра и продолжать свою медитацию. Даже сегодня многие практики спят, сидя на ковриках для медитации, так они активно занимаются своими практиками.

Созерцатели прошлого и мастера Дхармы установили, что ранние часы утра самые благоприятные для медитативной чистоты, но привычку просыпаться рано нам нужно развивать постепенно. Поначалу в нас желание спать будет сильнее желания медитировать. Более глубокое осознание ценности человеческой формы, снабженной рассудком, побудит нас живее заниматься практикой. Некоторые люди уже в возрасте двадцати, тридцати лет полностью посвящают свою жизнь практике, но большинство из нас даже никогда не задумывается о том, что мы напрасно растратили свою юность. И совсем другое дело, если бы мы потеряли тысячу долларов! Как только мы начинаем осознавать непостоянство вещей, это побуждает нас к медитации. Если мы начинаем с хорошей основы, тогда нам в нашей деятельности достанет силы активно выполнять медитации Тантры. Без этой основы нам не принесет пользу даже практика Гухьясамаи, "короля тантр".

Сколько бы добродетелей у тебя ни набралось за три медитации, посвяти эти добродетели непревзойденному великому пробуждению. Направь свои заслуги на благо всех чувствующих существ.

Посвятить совершенные нами красивые поступки тому, чтобы мы и все наделенные чувствами существа достигли поля Будды, это все равно, что попросить кого-нибудь сберечь эти поступки для нас. Если нам не удастся направить их на эту высшую цель, тогда наша заслуга созреет только как земная польза или, к сожалению, ее легко уничтожит гнев и пристрастие.

Всегда возноси молитву семи конечностей и выражай свое стремление двигаться по пути.

Каждый день мы должны