Атиша

Советы духовного друга

выполнять практику Дхармы, пусть даже другим людям будет казаться, что мы переживаем какое-то трудности.

Используй любую ситуацию для медитации.

Где бы мы ни оказались (одни в горах или в шумном и суетном городе, при благоприятных или скверных обстоятельствах), независимо оттого, вредят нам люди, или мы наслаждаемся отменным здоровьем и душевным покоем, мы должны пользоваться любой ситуацией, чтобы ускорить свое продвижение по пути к освобождению. Если мы умеем медитировать на пустоту, на высший пробужденный ум, то должны выполнять практику, где бы мы ни были. Если нас поразила серьезная болезнь, мы должны размышлять о том, как расширяется энергия прошлых недобродетельных поступков. Итак, мы должны проявлять радость и довольство. Даже поглощая еду или идя по дороге, мы всегда будем выполнять практику бодхичитты, если не станем прерывать медитацию.

Человек, поступающий согласно этому совету, будет всегда удовлетворен и полон энергии. И не важно, каким этот человек кажется в глазах других людей, все равно его или ее практика постоянно развивается. Миларепа часто говорил: "В любых обстоятельствах, независимо оттого, сплю я, иду или ем, я непрерывно выполняю свои медитации".

Настойчиво проводя практику превращения всех обстоятельств в помощь на пути, мы естественным образом очистим себя от всех препятствий и семян прошлых дурных поступков и одновременно накопим заслуги. Независимо оттого, кажется нам ситуация благоприятной для практики Дхармы или нет, мы используем ее исключительно для развития ума. Прыснув на горящие поленья керосин, мы увеличим силу огня, вот точно так же мы, усилив пламя пробужденного ума, начнем применять все ситуации для того, чтобы поддерживать и укреплять ум. На самом деле, в наш век найдется много предметов, на которые мы можем направить свою практику, но мы должны полностью подготовиться, хорошо обучив свой ум. В ином случае, если мы впадем в самое угнетенное состояние духа, то зря потратим время на изучение этой практики.

Пройди четыре стадии подготовки, приобрети высшие средства.

Во-первых, нужно приготовиться накапливать заслуги. Воспитывая пробужденный ум, созерцая пустоту, делая подношения, совершая поклоны и поднося мандалы, включенные в молитву семи членов, мы накапливаем заслуги.

Во-вторых, нужно приготовиться очищать семя дурных поступков. Здесь главная очистительная практика представляет собой выполнение медитации Ваджрасаттвы вместе с повторением мантры в сто слогов. Поклоны вместе с чтением Сутры Исповеди также в высшей степени благотворны в этом отношении. Если мы будем выполнять эти практики с высшим побуждением, они непременно станут средством очищения. Шантидева в книге "Наставления воина на жизненный путь, ведущий к пробуждению" четко объяснил, что благодаря силе альтруистического устремления к достижению полного пробуждения на благо остальных существ все эти медитативные практики оказываются благотворными как для очищения прошлых недобродетельных семян, так и для накопления заслуг.

В-третьих, нужно приготовиться делать подношения духам. Всевозможные существа (животные, духи, люди и боги), часто пытаются навредить нам. Чем больше мы медитируем, тем откровеннее действуют эти существа, поскольку увеличивается наша открытость и восприимчивость к другим формам жизни. Когда возникают такие трудности, нам не нужно впадать в угнетенное состояние духа, нельзя позволять развиться в себе ненависти, паранойи и желанию отомстить, а следует что-то предложить этим существам и от всего сердца поблагодарить их, так как они тоже помогают нам устранить результаты наших прошлых поступков. Совершая ответные действия, мы вовлекаемся в бесконечный процесс и своим поведением лишь увеличиваем срок трудностей. С другой стороны, если мы реагируем терпением и любовью, тогда наш возможный враг не получает объект для гнева, и постепенно он успокоится. Итак, в данном случае, делая подношения духам, мы реагируем на козни недоброжелательных сил любовью, добротой и состраданием.

И наконец, нужно приготовиться делать подношения защитникам Дхармы. Это значит, мы должны сделать подношения объектам прибежища, Трем Редким и Высшим Драгоценностям, нашему духовному учителю и защитникам Дхармы. В это время мы должны попросить у них благословение и защиту, проговорив про себя следующую молитву: "Наделите меня своим благословением и защитой, чтобы помочь моему поступательному развитию на пути, чтобы я не встретил препятствий и не подвергся влиянию внутренних или внешних помех. Моя единственная цель в том,