Атиша

Советы духовного друга

есть возможность медитировать, мы не должны растрачивать свое время на легкомысленные занятия. Если торговец из страны с малым количеством товаров, приезжает в страну, в которой много таких товаров, он должен купить как можно больше вещей, пока находится в выгодном положении. Если он возвратился домой с пустыми руками, значит упустил свою возможность и впредь будет испытывать недостаток в необходимых товарах. Точно так же, если нам не удалось принять наставления Дхармы в свое сердце, значит мы зря потратили время на прослушивание и прочтение этих наставлений.

3. Превращение неблагоприятных обстоятельств в помощь на пути.

Когда мешок полон зла, превращай эти неблагоприятные обстоятельства в помощь на пути к полному пробуждению.

В наш век упадка окружающая среда и ее обитатели, иначе говоря мешок и его содержимое, наполнены последствиями дурных поступков, совершенных в прошлом. В настоящее время процветают смута и невежество, причина страдания. Голод, засуха, наводнения и экологические бедствия случаются во многих уголках нашей планеты, а люди подвергаются многим опасностям и наживают себе бесчисленные трудности, так как одержимы жадностью, ненавистью и агрессивностью. Эти проблемы приводят к возникновению разнообразных недугов, душевных расстройств, физической боли. И все же все эти несчастья берут начало в законе причины и следствия, ведь мы непосредственно пожинаем плоды недобродетельных поступков, которые сообща совершили в этой или предыдущей жизни. В результате мы родились именно в это время, в данных условиях и страдаем все вместе.

Для людей, незнакомых с процессом преображения мыслей, эти сложные обстоятельства оказываются тяжким бременем. Они полагают, что условия их жизни абсолютно неблагоприятны для практики духовного развития. Однако для тех людей, которые изменили свою точку зрения, особенно если они воспитывали пробужденный ум, подобные ситуации становятся источником вдохновения для успешного завершения практики. Всякий раз, когда мы сталкиваемся с каким-то препятствием или трудностью, мы должны попытаться отнестись к своему положению с такой установкой: "Эти мои нынешние трудности и болезни, которые мне следует терпеть, возникли по некой причине, они глубоко укоренены в моем мироощущении, основанном на заботе о самости. В своей жизни я всегда считал себя самым важным и ценным явлением в мире. Из-за этого я уже совершил много дурных поступков, и теперь, столкнувшись с препятствиями, пожинаю плоды своего недобродетельного поведения".

Если мы подбрасываем камень точно вверх, он возвращается и больно бьет нас по голове, вот точно так же мы, оказываясь в скверных обстоятельствах, переживаем результаты прошлых дурных поступков, совершенных нами из-за привязанности. В другом тексте о преображении мыслей "Колесо острых мечей" говорится о том, что мы, совершая плохие действия, куем меч, который в ответ заколет нас. Итак, вместо уныния и подавленности мы должны преисполниться радости и веселья из-за того, что существование вернуло нам наш удар и теперь мы можем устранить свое мироощущение, основанное на заботе о самости, которое изначально ответственно за наши горести.

Рассмотрим для примера случай, когда кто-то несправедливо обвиняет нас в чем-то без всякой видимой причины. Несмотря на то, что большинство людей ответило бы гневом, воспитывающие пробужденный ум люди хорошо запомнили бы доброту обидчика. На самом деле, он не оскорбляет нас, ничем не вредит вам, а помогает нам, показывая, что результаты наших прошлых недобродетельных поступков принесли нам нынешние трудности. Мы должны про себя поблагодарить этого человека за его доброту, поскольку теперь мы будем знать, что должны быть бдительными для того, чтобы впредь не создавать причины для подобных следствий.

Вредящие нам люди подобны учителю который указывает на последствия наших поступков. Его Святейшество Далай Лама часто говорит, что наш враг есть наш величайший учитель, потому что он не только предоставляет нам прекрасную возможность испытать силу нашего духовного развития, но также ясно показывает нам недостатки и промахи, ведь в прошлом мы совершили какие-то дурные действия.

Более того, подвергаясь нападкам со стороны какого-то человека, мы должны думать, что несмотря на то, что мы сталкиваемся с громадными трудностями, многим другим существам достается еще больше бед. Следовательно, мы должны вызвать в себе искреннее желание принять на себя их тяготы и страдания. Тогда мы через свой внутренний отзыв на неблагоприятные обстоятельства будем по-настоящему