Атиша

Советы духовного друга

вещей. Логические доводы, которые вызывают в нас полное отрицание существования, ложны и лишены основания.

Активизация условно пробужденного ума.

Условно пробужденный ум (стремление достичь полностью пробужденного состояния Будды для того, чтобы помочь всем наделенным чувствами существам освободиться от страданий) это главная задача процесса преображения мыслей. Здесь приводится сравнения такого ума с тремя предметами.

Ты словно видишь алмаз, солнце и целительное дерево.

Даже крупица алмаза превосходит все остальные драгоценности, поскольку алмаз крепче и ярче остальных камней. Точно так же, даже когда пробужденный ум еще только развивается, он уже озаряет своим светом все качества духовных созерцателей, добивающихся просветления для себя, архатов: как слушателей, так и практиков-одиночек. Один луч солнца способен рассеять тьму над всей землей, вот точно так же пробужденный ум, только возникнув, сразу же рассеивает внутреннюю тьму несчастья и душевных изъянов. Словно целительное дерево, которое способно изгонять любую болезнь, пробужденный ум, раз возникнув, начинает устранять хронические болезни, укорененные в душевных изъянах.

Пробужденный ум обладает уникальной силой, прибегать к ней в эту эру упадка необходимо, ибо он приносит особые плоды.

Когда пышно расцветают признаки упадка, превращай их в путь полного преображения.

В наш век пышно расцвели пять признаков вырождения. Во-первых, это упадок, связанный с историческим временем. На планете мало мест, в которых между людьми нет противостояния, многие народы страдают от гражданских войн, во многих странах хозяйничают голод и болезни. Во-вторых, это упадок, связанный с деградацией людей. Большая часть людей, живущих в наше время, придерживаются нравственно ошибочных воззрений. Многие люди настолько нетерпимы к другим людям, что дело доходит до ненависти. В-третьих, это упадок, связанный с душевными изъянами. В наше время эти изъяны приобрели большую грубую силу, так как умы многих людей одержимы жадностью и насилием. В-четвертых, это упадок, связанный с длиной жизненного срока. Сейчас в жизни появилось больше опасностей от несчастных случаев до непредсказуемых бедствий, поэтому никогда нельзя сказать, когда мы умрем. И наконец, упадок, связанный с человеческими идеологиями. Повсюду расцвели неправильные взгляды и ошибочная философия, когда люди верят в то, что закон причины и следствия не существует, что состояния Будды не бывает, что невозможно достичь полной самореализации.

Несмотря на то, что живущие в наше время люди постоянно страдают от смущения и недостатка разумных и осмысленных идеалов, через активизацию пробужденного ума можно использовать неблагоприятные обстоятельства (вместе с благоприятными) для приобретения метода, который приведет нас к освобождению. Следовательно, необходимо и полезно вырабатывать пробужденный ум и обретать внутреннее оружие, которое позволит нам защитить себя от опасностей современности.

Здесь представлен один из двух способов развития переживания пробужденного ума. Этот способ считается очень эффективным, так как обладает особыми качествами. Он подробно обсуждается в книге Шантидевы "Наставления воина на жизненный путь, ведущий к пробуждению", но в этом тексте вы найдете краткое объяснение. Читая эти наставления, мы должны сразу же направлять их в поток своего сознания, чтобы они стали едиными с нашим умом. Не считайте их просто притчей или философскими рассуждениями.

Не позволяй себе обвинять в чем-то других людей.

Обычно, когда у нас возникает трудность или неприятность, мы склонны обвинять другого человека или предмет. Одни народы обвиняют другие народы в разжигании войны, и даже собаки обвиняют в своих неприятностях других собак. Однако абсолютно неправильно обвинять кого-либо, поскольку по-настоящему следует винить нас самих, поскольку мы лелеем свое эго (бдаггцес дзин), и этот наш подход неизменен.

Мы считаем себя очень ценными и важными, а такая привязанность и верность толкают каждого из нас на совершение множества некрасивых поступков, единственная цель которых принести нам временное удовольствие и удобство. Когда у нас нет чего-то, мы желаем приобрести эту вещь. Когда нам угрожает опасность потерять то, к чему мы привязаны, мы реагируем ожесточенно и эгоистично. Поступая таким эгоцентричным образом, мы накапливаем отрицательные пристрастия кармы, которые позднее принесут нам несчастье.

Даже целые народы совершают дурные поступки по таким эгоцентричным причинам. Например, некий народ из захватнических