Джордан Айян

Десять способов освободить ваш творческий гений

огромную пользу, записывая возникшие у них идеи. По его наблюдению, «редко кто может позволить себе серьезное, сконцентрированное размышление над проблемами». По словам Найтингейла, все мы должны «систематически и ежедневно планировать творческое мышление». Он предлагал ежедневно посвящать один час такому профилактическому размышлению о жизненных проблемах. Его методика заключалась в следующем: вверху листа записать определение своей проблемы и затем занести ниже все мысли, все пришедшие на ум по данному поводу идеи. Упражняясь в ведении подобного журнала, каждый, считал граф Найтингейл, может острее сконцентрироваться на собственных проблемах и яснее представить будущие цели.

МИНИ-СЕМИНАР

Ведение записей

Вспомните, когда в последний раз вы работали над каким-то проектом на профессиональном поприще или в личном творчестве. Сколько времени потребовалось, чтобы придумать подходящую идею? Можно ли сэкономить время, если использовать методику ведения записи? Может ли ведение временных записей принести пользу проекту, над которым вы сейчас работаете?

У вас есть диктофон или какое-нибудь устройство для записи личных сообщений? Часто ли вы ими пользуетесь? Что мешает вам использовать их ежедневно для записи своих идей?

Обязательно есть писатель, актер, руководитель или коллега, которыми вы восхищаетесь. Напишите им воображаемое письмо или составьте диалог, в котором вы обсуждаете идею книги, фильма, бизнес-программы и т. д. Объясните свою

268

позицию максимально полно. Выступите от лица другого человека в переписке и в диалоге. Заиграла ли ваша идея новыми гранями после этого?

В течение следующей недели или месяца попробуйте несколько минут в день проводить в профилактическом размышлении, как это предложил граф Найтингейл. Затратив это время на перспективное, целенаправленное размышление, вы будете способны выработать глубоко личные, духовные убеждения. Вы сможете использовать свой интеллект и энергию на внесение изменений и свежих идей в бизнес или личные дела. Если мыслительный эксперимент «цель, а не проблема» не приводит сразу же к конкретным результатам, не отказывайтесь от него. Как сказал однажды великий первопроходец и предприниматель Генри Форд: «Думать — самая трудная на свете работа, поэтому и привлекает она столь немногих».

Ролевые игры — творческое упражнение, в котором вы представляете себя кем-то или даже чем-то. Значение такой игры в том, что она выбивает из привычной колеи размышлений и комфортного состояния. Когда мы выступаем в роли другого человека, мы преодолеваем самоограничения и даем простор фантазии.

Известен пример достижения творческого успеха с помощью разыгрывания ролей в административной группе компании «Жиллетт», проводившей мозговую атаку в 1980 году. Цель сеанса — создание нового вида шампуня. Всех администраторов попросили представить себя отдельными волосками на голове. В этом состоянии они должны были определить, чего им — волосам — больше всего хотелось бы.

Некоторые из тех, кто играл роль волосков, требовали моющее средство, которое будет эффективно удалять грязь с кожи головы, другие выступали за щадящую формулу, чтобы не секлись концы волос. К концу упражнения все поняли, что то, в чем они нуждались, —

269

это шампунь, подходящий для всех типов волос. Шампунь, который они разработали, «Силкенс-», стал одним из наиболее популярных на рынке.

В своей работе консультанта я много раз рекомендовал разыгрывать роли. Как-то я встречался с группой инженеров из НАСА, которые пытались приспособить изобретенную ими высокосложную систему шумопогло-щения для нужд рядовых потребителей. Инженеры решили вообразить себя движущимися в пространстве звуковыми волнами. И в результате им удалось придумать новое устройство типа барьера, поглощающее шум на автострадах.

Разыграть роль можно как одному, так и в группе. Есть несколько важных принципов для проведения игры:

1. Основное правило: подходит все. Как и в мозговой атаке, из-за отрицательного комментария по поводу способностей или выбора хотя бы одного участника могут пойти насмарку усилия всей группы. Избегайте критических комментариев, шуточек или дразнящих замечаний. Даже невинные вопросы (типа: «Чем ты хочешь побыть?») обычно становятся причиной того, что человек «выходит из роли» и после этого уже не может настроиться, абстрагироваться от собственного тела, голоса, движений.

2. Перед игрой нужно разогреться. Всем участникам группы надо сделать несколько упражнений на растяжку. Чтобы свободно владеть своим телом и ролью, надо стать гибким, расслабить