Джордан Айян

Десять способов освободить ваш творческий гений

шаг вперед и выйти на такой уровень, о котором раньше не могли и мечтать. Вы сможете поставить фильм, достойный Оскара; написать бестселлер; открыть новое лекарство; разработать принципиально новую научную теорию. Вы сможете направить творческую энергию на усовершенствование процесса своей повседневной работы, открыть для себя захватывающее хобби, стать не потребителем, а созидателем общества. Не опасайтесь, что ваши творческие способности заглушены или утрачены: они могут возродиться к жизни, их можно даже поднять на еще более высокий уровень.

Я твердо верю в то, что человек создан для творчества. Для каждого из нас творческая жизнь интереснее обыденной рутины. Она дает возможность понять и оценить новые идеи, окружающих нас людей, весь мир в целом. Творчество раскрепощает разум и дарит ощущение свободного полета. Короче говоря, творчество — это то, что делает нас живыми.

Мы приближаемся к двухтысячному году, и я — (впрочем, не я один) предсказываю, что в новом тысячелетии именно творчество станет центральной стратегией достижения успеха в жизни. Мир с каждым днем становится все сложнее, проблемы все труднее поддаются разрешению. Мы постоянно сталкиваемся с множеством задач, для решения которых требуется исключительно творческий подход. Система образования нуждается в «капитальном ремонте»; практически повсюду растет преступность; многие сферы человеческой жизни — такие как здравоохранение, семейные, а также межнациональные отношения — состоят сплошь из проблем, которые кажутся просто неразрешимыми. В мире бизнеса также растет потребность в творческом мышлении, и потребность эта становится все более и более насущной, так как старые, традиционные методы руководства оказываются совершенно несостоятельными. Растет конкуренция; придирчивых потребителей уже не устраивает роль просителей, поэтому компании — вне зависимости от их величины и сферы деятельности — стремятся внедрять новые методы производства, управления, маркетинга. Для того чтобы выжить и предлагать конкурентоспособную продукцию (или услуги), необходимо внедрять элементы творчества буквально на всех уровнях производства.

Как я пришел к пониманию вопроса творчества.

Несколько лет тому назад я основал консалтинговую фирму, специализирующуюся в области инноваций, новых технологий и вопросов творчества. К тому времени я уже сделал неплохую карьеру в компании «Donnelley Marketing», которая до недавнего времени являлась чикагским филиалом фирмы «Dun & Brradstreet Corporation». «Donnelley Marketing» представляет собой компанию по маркетингу баз данных — это одна из крупнейших в мире фирм такого профиля. Работая в «Donnelley Marketing», я разработал новый вид услуг, который называется «Первичная информация». Постепенно база данных нашей компании превратилась в оперативный источник информации, имеющей огромную ценность и для других предприятий. К удивлению многих сотрудников — по большей части ветеранов компании, — эта служба разрослась до огромных размеров и спустя несколько лет была лицензирована и продана за 50 миллионов долларов.

Когда разработанная система первичной информации была так выгодно продана, мне предложили новую работу в «Donnelley Marketing», однако я отказался от предложения — к слову сказать, весьма лестного, — так как к этому моменту я осознал, какой же непомерной силой обладает творчество, и был потрясен этим до глубины души. Я пришел к пониманию того, что самый неисчерпаемый ресурс любого предприятия кроется в творческом подходе к труду. Более того, осмыслив свое прошлое, я констатировал, что лучшие минуты жизни я провел либо занимаясь творческой работой, либо общаясь с интересными, творческими людьми. И я твердо решил, что отныне именно творчество станет предметом моего предпринимательства.

Я начал знакомиться с обширной литературой по вопросам творческого мышления и просто зачитывался книгами таких авторов, как Говард Гарднер, Михали Шикшентмихали, Эдвард де Боно, Роджер фон Оих, Тони Бузан, Джойс Уикофф, Бетти Эдварде и многих других. Я посещал семинары, посвященные творческой деятельности, встречался с людьми, которых волновала та же проблема — в частности, с сотрудниками Института по вопросам творческого решения проблем Нью-йоркского государственного университета в Буффало и с работниками Инновационной Сети в Санта-Барбаре, штат Калифорния. Мне представилась возможность общения со многими творческими личностями, и я занимался своей новой работой со все возрастающим увлечением.

Со временем консалтинговая деятельность вышла на более высокий уровень. В настоящее