Джордан Айян

Десять способов освободить ваш творческий гений

способ избавиться от внутренней неуверенности и просто «следовать» за рукой. Непроизвольные линии напоминают музыкальную импровизацию: вы позволяете пальцам выражать свои естественные чувства. Вы рисуете бесцельно, не зная, что в итоге появится. Вы движетесь в потоке линий, не задумываясь о стиле, форме, образе или цвете.

Много лет я говорил людям: «Я не художник. Я не могу нарисовать даже хорошо знакомых людей». Но однажды, когда я был на чрезвычайно скучном симпозиуме, я взял ручку и начал бессознательно выводить какие-то линии. Я делал так много раз, но сейчас все было иначе. Я просто провел несколько линий, перечеркнув каждую из них. Это занятие мне так понравилось, что я внезапно понял, как люблю рисовать. Сам процесс принес мне удовольствия больше, чем конечный результат.

Непроизвольные рисунки могут стать началом творческого пути. В следующий раз, когда вы окажетесь в тупике, займитесь непроизвольными зарисовками.

МИНИ-СЕМИНАР

.Любовь к зсфисовкам.

Возьмите большой чистый лист бумаги и несколько карандашей или фломастеров. Сядьте за кухонный или письменный стол, выберите предмет, который вам хотелось бы нарисовать. Возьмите в руки карандаш, поставьте точку на бумаге и начните из этой точки воспроизводить изображение одной непрерывной линией. Не отрывайте карандаш от бумаги. Рисуйте свободно, не стараясь изобразить объект очень точно. Закончив работу, не критикуйте себя, а, напротив, похвалите.

198

Сохраните рисунок как свидетельство своего природного таланта.

Чтобы разряжать различные стрессовые ситуации, старайтесь делать так ежедневно хотя бы по пять минут. Вы можете рисовать все, что угодно: предметы, фигуры или нечто абстрактное. Пусть образы идут от бумаги к голове, а не наоборот. Тогда это станет дверью в мир искусства, а не работой.

Шаг 2. «Л^ювильное» /шсование

Многие люди, сомневавшиеся в возможностях искусства и в собственных художественных способностях, были крайне удивлены тем, что у них получилось, когда воспользовались методикой рисования, разработанной Бетти Эдварде. Прежде чем я познакомлю вас с ее замечательным открытием, необходимо небольшое предисловие.

Одно из наиболее важных открытий в изучении мозга произошло в 60-70-е годы этого столетия. Группа ученых под руководством Роджера Сперри из Калифорнийского технологического института пришла к выводу, что человеческий мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои собственные функции. Со времен открытия Сперри, за которое он в 1981 году получил Нобелевскую премию, стало общепринятым, что у каждого полушария есть свои характерные области доминирования:

левое:

аналитическое

логическое

вербальное

причинно-следственные

связи

ориентация во времени

правое:

целостный подход

интуиция

образность

ориентация в пространстве

синхронность

Согласно этим исследованиям, левая сторона мозга управляет логикой, языком и всем, что связано с цифрами, в то время как правая сторона — средоточие

199

образов и художественного мышления. И хотя «разделение труда» между полушариями на самом деле сложнее, двухсторонняя модель сослужила пользу в понимании того, как мозг управляется с решением разнообразных задач.

Открытие двойственной природы мозга помогло научиться рисовать миллионам людей, которые всегда считали себя бесталанными. Профессор искусствоведения Калифорнийского государственного университета Бетти Эдварде написала об этом одну из самых известных книг — «Рисование и правое полушарие мозга». В этой работе представлена уникальная методика обучения рисованию, основанная на понимании механизма переключения с одного полушария мозга на другое.

Левое «логическое» полушарие мозга «не позволяет» нашим пальцам расслабиться и нарисовать то, что мы видим. Поняв это, Эдварде разработала методику, в основе которой лежит принцип перевернутого изображения. Она назвала ее «рисунок-вверх-ногами». По мнению Эдварде, левое полушарие мозга привыкло распознавать и определять видимые объекты таким образом, что оно отказывается или вовсе не способно трансформировать информацию в образы, если изображение перевернуть. Когда оно перевернуто, мы можем абстрагироваться от изображения в целом и сконцентрироваться на отдельных линиях и формах. Это позволяет преодолеть автоматизм деятельности левого полушария. Вот как автор объясняет это в своей книге:

Знакомые вещи выглядят по-другому, если их перевернуть. Мы автоматически определяем расположение сторон видимых объектов. Мы считаем, что все должно представать в привычном для нас виде — слева направо и сверху вниз.