Джордан Айян

Десять способов освободить ваш творческий гений

пенициллин?

• Если бы химик Рой Ппанкетт не заинтересовался истинными причинами испарения газа из запаянного контейнера, то кто изобрел бы тефлон?

• Если бы любопытство Эдвина Лэнда не было подстегнуто нетерпением его трехлетней дочери в ожидании изготовления снимков, то кто изобрел бы моментальную фотографию?

• Если бы Питер Ходжсон согласился с мнением всего научного мира, что компания «.General Electric» ничего не сможет сделать с необычным кремниевым соединением, то разве имели бы мы сейчас изделия из силикона?

• Если бы Перси Спенсер, постояв перед работающей радарной установкой и обнаружив в кармане растаявшую шоколадку, просто отнес бы испачканные брюки в чистку, то кто создал бы микроволновую печь?

• Если бы инженер ВМС США Ричард Джеймс не обратил внимания на поведение брошенной плоской пружины, то поколения детей были бы лишены радости

32

игры в спинки (разноцветные пружинки из мягкой пластмассы, способные «передвигаться»)!

Понять суть любопытства помогает образ воронки: в горлышке воронки находится вся масса информации, накопленная вами в течение жизни. Она отфильтрована в вашем сознании и доступна при необходимости. Это есть то, что я знаю.

В широкой части воронки находится та информация, о которой вы знаете только то, что она существует, но ее предстоит изучить, чтобы внести в свою базу данных. Это есть то, что я знаю, что этого я не знаю.

Выше воронки и далее во всем пространстве космоса находится огромнейшая масса информации, о которой вы не имеете ни малейшего представления. Это все знание и вся мудрость Вселенной. Это есть то, про что я не знаю, что этого я не знаю.

Любознательность — это процесс исследования того, что находится выше горлышка воронки. Чем больше информации протекает через воронку, тем эффективнее подпитывается дух творчества.

OffllCfUftifiOCffIb:

ш<5кос^1ь мышления и ^валсшнельное OlfiHOtueuue ко всем^ новому

Подобно любопытству, открытость всему новому есть жизненно важное средство поддержания творческого духа, так как именно такая открытость позволяет нам воспринимать новые идеи и включать их в сферу своего мышления. Если вы будете всегда придерживаться старых проверенных представлений, то вы никогда не сможете выйти за установленные рамки.

Открытость ведет нас на тот перекресток, где встречаются творчество и новаторские идеи. Творческие натуры открыты для новых представлений, людей, мест, вещей.

2 Зак. № 28

33

Творчество расцветает, когда питается мыслями других людей. Если вы отвергаете, осмеиваете или игнорируете чужие мысли, то вы никогда не сможете выйти из своей зоны комфорта и исследовать широкий мир за ее пределами.

По странной иронии судьбы, открытость новому дается людям заметно труднее, чем любознательность. Люди вроде бы и хотят что-то исследовать, но как только наталкиваются на новое понятие, которое им не нравится, они немедленно замыкаются и отвергают его; они отталкивают все новое, не допуская его до своего разума и сердца. Новые идеи подобны страшным снам: они непонятны и в то же время угрожают каким-то глубинным устоям наших верований и представлений и потому пугают. Говоря языком конкретных цифр, человеку требуется в среднем только десять секунд, чтобы начать высказывать причины, по которым новое не будет работать.

Вспомните, когда вы в последний раз повстречались с чем-то ранее неизвестным, попробовали новое блюдо экзотической кухни, посетили незнакомое место? Скажите, вы восприняли это или сразу же отвергли только потому, что эти явления не смогли вписаться в вашу зону комфорта?

Открытость новому проявляется также и в способности распознавать счастливые совпадения в жизни. Закрытый ум часто проходит мимо судьбоносных встреч и событий, которые могут впоследствии обернуться открытиями и изобретениями. (В следующей главе обратите внимание на рассуждение о синхронности.)

Т^сиЯовнос/нь ^шсковсиЯь:

ерл tfloto 4fflo^bi вышЯи из зоны. класфо^г^1а, fiifte^ifettlcsi аирсес/ЯвоУ

Творчество требует риска. Без желания рисковать большинство творческих начинаний закончились бы крахом. Писатель рискует, когда отдает свое произведение в

34

печать и отправляет в торговую сеть; художник рискует, выставляя свои картины; актер рискует, выходя на сцену. Предприниматель рискует своим капиталом и репутацией, начиная новый проект.

Риск тесно связан с зоной комфорта. Если вы терпимо относитесь к риску, то вы позволяете себе покидать зону комфорта и выходить в широкий мир, где вас ждут новые встречи, идеи, информация. Если вы боитесь рисковать, то постоянно пребываете в зоне комфорта,