Джордан Айян

Десять способов освободить ваш творческий гений

случаях их пугает масштаб или сложность задачи, в других они считают, что не обладают теми качествами и той квалификацией, которые необходимы для выхода из сложившейся ситуации. На своих семинарах я часто иллюстрирую преодоление недостатка уверенности в себе с помощью простого эксперимента. Я спрашиваю, кто в аудитории может назвать двадцать птиц за одну минуту. Добровольцев немного, если вообще таковые находятся. Однако, как только я объединяю людей в группы, возникает удивительная уверенность, перечисление двух десятков птиц становится тривиальной задачей, и каждый участник понимает, что смог бы сделать это и сам. Так же и со многими трудными творческими ситуациями: что одному человеку кажется не под силу, он играючи проделывает в коллективе.

243

Разветвленное мышление. Разветвленное мышление обеспечивает широчайший диапазон идей по заданной теме. Мозговая атака способствует проявлению разветвленного мышления, так как каждый индивидуум имеет собственные восприятие и точку зрения. При решении какой-либо проблемы каждый участник группы почти наверняка видит ситуацию по-своему и выдвигает оригинальные идеи.

Ассоциативное коллективное мышление. Любое высказывание на сеансе мозговой атаки побуждает других участников думать в общем русле. Возникает естественная цепная реакция, поскольку люди «подпитываются» репликами друг друга и идеи вытекают одна из другой. Представьте группу людей, которые с помощью мозговой атаки пытаются усовершенствовать программы компьютерного образования в школах. Кто-то предлагает обратиться к спонсорам с просьбой о пожертвованиях на покупку оборудования. Эта идея наводит другого человека на мысль о том, что те, кто не в состоянии выделить средства, могли бы направлять своих сотрудников проводить компьютерные уроки. Третьему человеку, в свою очередь, приходит мысль посылать учеников раз в неделю на местные предприятия — получать практический опыт работы на компьютере.

Отсроченное суждение. Необходимое условие для успеха мозговой атаки — запрет на осуждение и критику только что зародившейся идеи. Другими словами, приветствуются любые идеи, даже самые сумасбродные. Этот принцип помогает коллективному творчеству двояким образом: во-первых, люди стремятся выдавать как можно больше идей, когда они знают, что важно не качество, а количество. Во-вторых, когда люди уверены, что никто их не осудит, они становятся более раскованными и не боятся рисковать. В результате часто появляются невероятные, захватывающие проекты.

Мозговая атака — больше чем просто группа людей, сидящих за столом и ведущих ни к чему не обязывающий

244

разговор. Для пущей эффективности мозговая атака дол-ясна быть определенным образом организована, важно соблюсти строгую последовательность, состоящую из четырех шагов.

Шаг f. Лоанановка. п^ю&лемм

В начале предлагается тема для исследования. Ведущий объявляет область, над которой предстоит поработать. Затем каждый участник задает вопрос по схеме:

«Как я могу...» («Как мы можем...»). В конце этого этапа методом голосования выявляется тот «Как я могу...», над которым и предстоит работать в течение последующего времени.

Лучше всего представить тему в виде ясной и конкретной цели, желаемого результата, в виде утверждения, не содержащего отрицаний. Например: «Мы ищем новые способы, как лучше обслуживать телефонные заказы» или «Мы хотим разработать изделие, в котором будут использоваться новые возможности печати». Любой участник группы вправе задавать вопросы для полного прояснения ситуации.

Шаг 2. /ЗьфаёоШка шуеи

Это ключевой шаг. Группа как целое пытается генерировать как можно больше идей. Помните, что имеет значение количество, а не качество. Запрещаются оценки или осуждение любых идей, даже самых абсурдных. «Дежурный» быстро записывает каждую идею на большой доске, чтобы всем было хорошо видно. Вот по крайней мере три способа плодотворной работы на этой стадии:

«Свободное плавание» — наиболее часто встречающаяся ситуация. Участники группы могут в любой момент высказывать пришедшую на ум мысль. Преимущество такой «дискуссии» в высокой скорости размышления. В этом случае дежурный должен писать быстро, чтобы не прервать синергетику группы.

245 «Круговой турнир» — альтернативный подход, в котором участники друг за другом выдвигают идеи или пропускают ход. Раунды продолжаются, пока не иссякнут все идеи. Эта более глубокая методика, нежели «свободное плавание». Ее преимущество в том, что она, по сути, более коллективная, так как участники внимательнее слушают друг друга, что вызывает их собственные