Джордан Айян

Десять способов освободить ваш творческий гений

Когда изображение перевернуто, система зрения не срабатывает и мозг оказывается в замешательстве. Мы видим некие формы, пятна света и тени. Если объект не назван, определить его по перевернутому изображению очень трудно.

200

Вне зависимости от того, был ли у вас практический опыт занятий искусством или нет, я рекомендую испытать себя с помощью методики, изложенной в книге «Рисование и правое полушарие», и попытаться заново раскрыть свое природное дарование. В разговоре с Бетти Эдварде о ценности занятий искусством она мне сказала:

«Люди не должны ждать, чтобы искусство само пришло к ним. В противном случае им придется ждать всю жизнь». Тем, кто стремится развить в себе талант художника, она советует следующее:

• Не бойтесь рисковать

• Не останавливайтесь на полпути

• Побольше практики

• Поверьте в свои возможности

• Не увлекайтесь самокритикой

На мой взгляд, ее советы применимы к любому виду деятельности.

____ МИНИ-СЕМИНАР

JlefiedeftHtfUlbtu ftUCtfHOK.

Чтобы выполнить это упражнение, забудьте обо всем, что вы ранее знали об искусстве. Возьмите лист бумаги и карандаш и нарисуйте что-нибудь «вверх ногами». Не отвлекайтесь, пытаясь правильно представить в голове образ; просто сконцентрируйтесь на рисовании линий так, как вы их видите. Засеките время. Не поворачивайте листок с рисунком, пока полностью не завершите работу.

Шаг 3. Ос6о<5ос}шне м/

Теперь вы готовы сделать шаг в мир искусства. Вступите в него, используя природное любопытство. Позвольте творческому духу самому прокладывать

201

вам направление как в отношении средств (карандаш, пастель или акварель), так и в отношении цвета, формы и стиля, которых вы придерживаетесь. Подчинитесь процессу, который идет внутри вас, доверьтесь случайности. И наконец, не судите себя строго и не расстраивайтесь, каким бы ни был результат. Занимайтесь этим с удовольствием, а не для критического самобичевания.

Одна древняя китайская сказка метафорически описывает великую волшебную силу искусства. Бедный юноша по имени Ма Лианг рос, мечтая стать великим художником. Он рисовал прутиком на песке или углем на плоском камне. Ма Лианг был настолько беден, что не мог купить даже кисть.

Однажды из моря появился старец и дал Ма Лиангу кисть. Он сказал мальчику, что кисть станет волшебной и принесет большое богатство, если тот будет использовать ее во благо других людей. Но если пользоваться этим даром немудро, кисть может принести несчастье.

Вначале Ма Лианг нарисовал птицу. Как только он сделал последний мазок, птица ожила. Осознав силу кисти, Ма Лианг решил помочь своим соседям в деревне:

нарисовал новую сеть для рыбака, земледельцу подправил его разбитый плуг, подарил много риса семье, которая давно голодала. О мальчике с волшебной кистью прознал злой император и приказал ему явиться во дворец, чтобы Ма Лианг умножил его богатство. Мальчик отказался, объяснив императору, что его кисть должна использоваться только во имя добра.

Тогда император отобрал волшебную кисть и велел стражникам бросить Ма Лианга в тюрьму. Император нарисовал столько драгоценных камней, что чуть не утонул в них. Испугавшись великой чудесной силы кисточки, он попросил Ма Лианга нарисовать пейзаж с золотым деревом. Мальчик нарисовал дерево на острове и лодку, чтобы доплыть туда. Подул легкий ветер, лодка поплыла к острову.

202

Но император был нетерпелив, ему хотелось побыстрее оказаться рядом с золотым деревом. Тогда Ма Лианг нарисовал сильный шторм. Лодку бросало из стороны в сторону, император начал умолять Ма Лианга успокоить ветер, пообещав, что больше не будет ничего просить. Мальчик взял волшебную кисть и все стало, как прежде. Говорят, что Ма Лианг до сих пор бродит по свету, помогая тем, кто нуждается в его кисти и волшебной силе искусства.

У вас тоже может быть своя волшебная кисть (карандаш, гончарный или ткацкий станок, музыкальный инструмент и т. д.) для того, чтобы познать великую силу искусства.

МИНИ-СЕМИНАР

ЗанимашЯесь ucKi/ccfiieciM. {/ля сеЗя

Для развития художественного восприятия полезно выполнить следующие упражнения. Начните с любого. Потратьте столько времени на эти задания, сколько захочется. При желании некоторые из них можно повторить.

ПРОЕКТ 1. Действуйте без оглядки, как в детстве. Положите коробку с карандашами или фломастерами на видное место. Ежедневно уделяйте рисованию хотя бы пять минут. Если вы будете делать это, то вскоре заметите, как во время рисования у вас появляется почти детское ощущение свободы. Некоторые бизнесмены, с которыми я работал, предлагали