Джордан Айян

Десять способов освободить ваш творческий гений

Муна, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Год в Провансе» и «Прованс навсегда» Петера Мейля и, конечно же, "Жизнь на дороге» Чарльза Куральта. Но даже если никто, кроме вас, никогда не прочтет ваши опусы, путешествие, уже само по себе, может оказать глубокое влияние на ваше творчество и на вашу жизнь в целом.

Cffifuufleiusi У. У извлекайтесь, mfuuiffle и uufinmne

TTo'^'M- ОМ- W)p'LMJUiUAWL. WjUA,, V МЛМХЛ^Л. ТЛ [я-ОДёлОСИ-Я,

илч^лу^о vJu-MQMouJu •гл^к^ул^лмж.

ЛлЬфи1л Ноюуи Уо>'1Лл'м«Л

/K>ЙИА-Й40уй ТЛЯяЙУиЬ HJL ^wiOMM, ЧтО OtCl/L С-уййНХтаДумЬЯ 'б^йОС-ЛМЛСИ» OtU/t, С-уййи-ббЯуиС-Я а^вОС-ЛВ1Ж1Л, иЛмОМЛ ЧУЙО v^fitAcpl^WA.I^Wvn УЛюО^Ло. ОлТ/СОЦ» OOujt-ЛЛ ^KOAMJL.

Творчество — дело не всегда серьезное. Способность играть является существенной составляющей многих творческих предприятий. Под игрой мы понимаем все формы забав, включая игры, спорт, анекдоты, розыгрыши и даже то, что мы называем тихими детскими занятиями, — например, раскрашивание мелками и тому подобное. Для того чтобы игра была плодотворной, необходимо освободиться от самоконтроля и чувства вины по поводу того, что вы развлекаетесь.

Некоторые считают, что по мере взросления мы должны заменить нашу ребячливую «этику игры» на взрослую рабочую этику. Общественная мораль утверждает, что если мы не работаем в поте лица, не зарабатываем деньги, не платим налоги, не приносим пользы обществу, то мы бесполезны и ленивы. Негативный взгляд на игру отражает общее отрицательное отношение нашей культуры к «бездельникам» всех возрастов — от юных любителей серфинга, которые живут исключительно для того, чтобы поймать очередную большую волну, до взрослых любителей «глупых игр и бесцельной траты времени».

149

Мы сразу же навешиваем таким людям ярлыки нецелеустремленных, нечестолюбивых, незрелых. Вспомните вашего одноклассника, к которому прилепили ярлык «классного клоуна». Все его любили, потому что он был такой забавный, но по его же адресу отпускались самые злые шутки, когда его не было рядом.

И тем не менее игра — жизненно важная составляющая любого творческого процесса. Игра легко вводит вас в то состояние ума, которое необходимо для творчества. В игре проявляется любознательность, воображение, фантазия, размышления в духе «а что, если ...», удивление. Игра раскрывает ваш творческий дух, позволяя мышлению создавать новые связи, видеть новые образы, получать новые впечатления. Курт Хенкс и Джей Парри в книге «Пробуди своего гения» пишут: «Можно играть, не будучи творцом, но нельзя быть творцом, не играя».

0/il Шамиля ао 7!)cmflasi: nifCftib по-fto^otflaetti наша aeiflc/сая с1/1цнос^1ь

Значит ли это, что для того, чтобы творить, нужно поудобнее устроиться в песочнице? В некотором смысле — да, по крайней мере, если вы хотите разогреть ваше творческое кровообращение. Пишете ли вы роман, создаете ли театральную декорацию или формируете команду для создания новой продукции — игра способствует творчеству в самых разных аспектах.

Во-первых, игра доставляет удовольствие, а это позволяет вам сразу же убрать с дороги двух самых страшных врагов творчества: стресс и самокопание. Если вы страдаете от физического или эмоционального стресса или от психологического давления, то вы вряд ли преуспеете в решении творческих задач. Стресс сковывает ум или заставляет мозг работать в бешеном темпе «беги-спасайся», и у подсознания нет возможности поработать над проблемой в тишине и спокойствии. Самокопание

150

также блокирует творчество. Оно часто возникает как следствие завышенных требований к самому себе и строгой самокритики, которые сковывают поток идей. Диана Берг называет подобное стремление к совершенству «духовной спущенной шиной», которая не дает нам двигаться вперед; мы боимся попробовать что-то новое, потому что не уверены в успехе.

А игра позволяет нам расслабиться. Превратив свою работу в забаву и привнеся шутки и смех в самое унылое занятие, вы снимете стресс и будете выполнять ее с большей радостью. Некоторые игры и забавы имеют даже чисто физиологическое полезное воздействие: они снабжают мозг бета-эндорфинами, а остальной организм — естественными опиатами. Эти эндорфины буквально повышают вашу уверенность в себе.

Если, занимаясь каким-то делом, вы скорее играете, нежели работаете, вы относитесь к своему занятию более бессознательно. Игра позволяет вам раствориться в текущем моменте настолько, что вы забываете о постоянном мысленном контроле, который мешает изобретать и экспериментировать.

Власть захватывает скрытый в вас ребенок — та часть мозга,