Джордан Айян

Десять способов освободить ваш творческий гений

Конрад Рентген — рентгеновские лучи

• Луи Пастер — пастеризация

49

• Луи Жак Марде Дагерр — фотография

• Кларенс Бердси — замороженные продукты

• Роберт Август Чизборо — вазелин

• Неизвестный рабочий фирмы Проктор & Гэмбл — мыло цвета слоновой кости

Многие преуспевающие предприниматели начинали свои проекты тогда, когда замечали какой-нибудь, на первый взгляд, тривиальный или необычный предмет и понимали, что он нужен миру. Вот типичные примеры, выбранные наугад из журналов:

Однажды Гейл Френкель, живущая в Далласе, штат Техас, пошла в магазин со своими двумя маленькими сыновьями, и вскоре ей некуда стало складывать покупки, но ничего подходящего поблизости не продавалось. Тогда она изобрела Строллер-Холдер — пластиковое приспособление, которое крепится на коляску и имеет специальную лунку для бутылочки с молоком для малыша и крючки для сумок и мешков. Она основала компанию «Kel-Gar», оборот которой исчисляется миллионами.

Томима Эдмарк в 1989 году, придя в театр на спектакль «Как Гарри встретил Салли», увидела в зрительном зале женщину с интересной прической — конский хвост, уложенный на французский манер. Дома она попыталась сделать себе такую же, но вместо этого придумала удивительную штуку — топси-тейл, с помощью которой можно делать разнообразные прически, долго сохраняющие свою форму. Согласно последним отчетам, объем продаж ее фирмы составляет пять миллионов долларов.

Дэн Хорд и Том Баннелл основали компанию «Мат-bosocks'» в 1989 году. Все началось с того, что Дэн, чтобы защититься от австралийской жары, «в своем необузданном стремлении развлекаться» отхватил штанину от брюк и надел ее на голову. Этот экстравагантный головной убор имел успех, и на втором году своей деятельности фирма продала таких шапок на миллион долларов. А недавно объем продаж достиг трех миллионов.

Интригующий аспект прозорливости заключается в том, что она не следует законам модели творческого про-

50

цесса. Это есть некое внезапное озарение, которому не предшествует никакой подготовительный или инкубационный период. Люди, одаренные даром прозорливости, как правило, не имеют намерения что-то открыть или изобрести, равно как и не вынашивают идею подсознательно. Они просто открыто смотрят на жизнь и способны оценить то, что попадается им на глаза.

В какой бы форме ни проявлялась прозорливость, она несомненно является «спусковым курком» творчества, и вы можете научиться пользоваться им, если будете усиливать свой творческий дух (то есть развивать свою любознательность, открытость всему новому, готовность рисковать и энергичность). Вы должны быть уверены, что, если вам представится счастливый случай проявить прозорливость, вы распознаете его. Как говорил Луи Пастер:

«Случай благоволит подготовленному уму».

CuHJCf^lHWCtUb

Синхронность событий — в данном случае здесь имеется в виду удачное совпадение места и времени — тесно связана с прозорливостью, но между этими двумя понятиями существует некоторая разница:

• ПРОЗОРЛИВОСТЬ относится к тем ситуациям, когда случайные обстоятельства и совпадения подают вам идею, которой вы вовсе и не искали.

• СИНХРОННОСТЬ относится к тем ситуациям, когда вы сознательно ищете идею или решение и вдруг неожиданно переживаете некое событие или последовательность событий, которые подсказывают вам идеальное решение задачи.

Иными словами, прозорливость — это случайно наступить в саду на бриллиант, а совпадение — это, выйдя в сад, чтобы нарвать цветов, случайно найти бриллиант, потерянный накануне.

Великий психолог Карл Юнг обращал особое внимание на концепцию совпадений и ввел простой для понимания термин — «многозначительное совпадение». Он писал:

51

«Многозначительное совпадение нельзя рассматривать как просто чистую случайность... и чем точнее и многочисленнее соответствие деталей, тем меньше у нас оснований рассматривать такие явления как случайные, однако из-за отсутствия объяснения причин этого явления нам ничего не остается, как только воспринимать их в виде многозначительного совпадения». В некотором смысле такие совпадения можно воспринимать и как побочный эффект четырехступенчатой модели. Подобное совпадение становится возможным, только если вы частично уже проделали подготовительную работу или даже, быть может, уже прошли часть инкубационного периода, но ответ не был сформирован вашим сознанием, а явился как бы со стороны, в результате внешних совпадений.

Оба описанных явления относятся к творческому процессу, который мы часто называем слепой удачей или способностью «оказаться в нужный момент в нужном