Джордан Айян

Десять способов освободить ваш творческий гений

го-

26

тового изделия или произведения искусства? А может, вы не напрягаете свои творческие мускулы только потому, что боитесь критики и скептицизма со стороны окружающих?

Подумайте: что же не позволяет вам развить свой творческий потенциал? Ну а теперь отбросьте страхи и начните с «чистого листа».

Семь Hiftfieu ifU!ofi4ecftt?a

Существуют два мифа о творческой личности. В первом говорится о том, что способность человека к творчеству прямо пропорциональна его интеллектуальному уровню; во втором, что истинное творчество — удел одаренных от рождения.

Эти два предубеждения способны подкосить творческий потенциал любого человека. Как утверждает доктор Гарвардского университета Говард Гарднер в книге «Границы, разума» (ему вторит Томас Армстронг в своей чудесной, ставшей очень популярной книге «Семь умников»), существуют семь типов мышления:

• вербально-лингвистический: способность манипулировать словами устно или письменно

• логико-математический: способность манипулировать математическими формулами и логическими понятиями

• пространственный: способность видеть графические объекты и манипулировать их составляющими

• музыкальный: способность воспринимать ритм и гармонию мелодий, идентифицировать различные звуки и манипулировать ими

• телесно-кинестетический: способность использовать движения тела — например, в спорте или в танце

• внутриличностный: способность понимать свои чувства и размышлять на философском уровне

• коммуникативный: способность понимать других людей, их чувства и мысли

У человека, как правило, преобладает какой-то один тип мышления, ну в крайнем случае два, но в то же время

27

каждый из нас владеет уникальной комбинацией всех семи типов, что дает нам богатые возможности на протяжении всей жизни. Многие ограничивают себя только потому, что еще в детстве нас строго ориентировали на развитие одного определенного типа мышления — как правило, вербально-лингвистического или логико-математического, ведь существующая система образования делает упор именно на них. В результате мы приходим к выводу, что у нас отсутствуют иные способности, в то время как проблема заключается в том, что у нас просто не было возможности развить их!

Передовая теория Гарднера о многогранности интеллекта является центральной в науке о творчестве. Как только мы поймем, что интеллект не есть «все или ничего», мы сразу же почувствуем себя совершенно свободными и начнем развивать свои творческие способности в соответствии с индивидуальным их соотношением. Если мы выбираем лишь узкую стезю творчества (например, хотим стать художником или писателем) или стремимся творить так, чтобы добиться успеха (как его понимают другие), то мы явно оказываем себе плохую услугу, ограничивая свои возможности.

Какие бы узкие представления о своих интеллектуальных и творческих способностях ни были у вас в прошлом, настало время расширить их и позволить себе поискать иные пути. Когда вы будете читать следующие главы о десяти стратегиях творчества, не старайтесь прикидывать, как применить их к тому, чем вы уже занимаетесь. Помните обо всех семи типах мышления. Найдите в себе мужество играть на широком поле и следовать своим порывам, куда бы они ни привели вас. Если вы ученый, то может случиться, что десять стратегий наведут вас на мысль заняться написанием акварелей или музыкальных опусов. Если вы руководитель производства, то десять стратегий могут помочь вам использовать свою интуицию при решении сложных проблем. Для десяти стратегий не существует границ в формировании творческого стиля жизни.

28

МИНИ-СЕМИНАР

UifioK. какови лее ваши творческие слосо^нос/Яи?

Если пока еще никто не собрался и не собирается проводить научного исследования для проверки вашего интеллектуального уровня по всем типам мышления, то вы сами можете оценить свои достижения и решить, в каких же сферах вы преуспеваете. Расположите типы мышления по степени их важности для себя, присвоив им места с 1 по 7 — то есть на первое место поставьте тот тип, где вы считаете себя наиболее одаренным, а на седьмое — тот, где вы чувствуете свою слабость. Не смущайтесь ни оценивая свою силу, ни оценивая свою слабость — у каждого человека доминируют один-два типа мышления и один-два отстают.

Итак, расставьте баллы:

Q вербально-лингвистический

D логико-математический

D пространственный

D музыкальный

I1 телесно-кинестетический

ГП внутриличностный

11 коммуникативный

Оцените, в какой степени преобладающий у вас тип мышления реализуется в вашей работе. То есть, попросту говоря, соответствует ли ваша