Фостер Бейли

Дух масонства

их работы — доброе зодчество.

Клятвы с шокирующими словами, приносимые кандидатом у алтаря, несут символический подтекст, — это надо неустанно недвусмысленно констатировать. Наши клятвы мало что значат для кандидата, если не объясняются внутренние смыслы. Вообще-то в наше время они воспринимаются как легкий способ увековечить древнюю фразеологию и превратились в бессмыслицу, тогда как должны бы быть самым могучим фактором на начальных ступенях масонской жизни. Продвигающийся кандидат заключает новые соглашения не с каким-то внешним орденом, а с собственной душой. Вот все, что нужно для подлинной масонской жизнедеятельности.

Для того, чтобы расти, масонство обязано более универсально — и внутри, и вне ордена — восприниматься как образ жизни и духовный поиск. А духовный поиск означает изменение и рост. Чтобы содействовать росту в индивидуальной жизни, масонство само должно расти.

Пять неизбежных стадий проходит жизнь всякого организма: рождение, рост, функционирование, распад и, наконец, смерть. Это относится к человеческому телу, а также к жизни групп, к нациям и расам. То же относится ко всем мировым религиям, любым режимам правления. Стало быть, и к масонству. Стадии накладываются друг на друга. Стадия работоспособности должна начинаться на стадии роста, а распад может пойти до окончания стадии работоспособности. Теперешнее масонство находится на исходе стадии роста, добившись изрядной работоспособности. На данном этапе рост сопровождается повышением работоспособности. Ныне наш орден переходит на стадию работоспособности в мировом масштабе.

Величайшей помехой для нашего роста и работоспособности является укоренившееся представление, что масонство не должно изменяться. Ведь это противоречит естественному закону, и если масонство откажется меняться, оно, вне всякого сомнения, умрет гораздо скорее, чем нужно. Правильное изменение в масонстве требует большой мудрости. Оно должно проводиться разумно, верно мотивироваться, а не тормозиться рьяными идеалистами и фанатиками.

Все, что упрочивает отношения человека с Богом, носит в какой-то мере религиозный характер. Церковианство объявило религию своей собственностью и проглотило её. По уверению церковников, то что не поддерживается и не контролируется церковью, не относится к религии. Это не так. Приближение человека к Богу может оцениваться только его возрастающей осведомленностью о Боге. Оно, по сути, есть дело индивидуального сознания.

Все люди, независимо от расы и вероисповедания, суть дети единого Отца. Масонство с незапамятных времен это знало и внушало своим членам. Вследствие чего благодаря этому догмату оно является воистину религиозным образованием. Будучи же проституировано в сугубо мирских расчетах, оно перестает быть реальным масонством, как бы регулярно ни проводились его ритуалы. Так же и в церкви полно людей, которые практикуют церковный формализм, а вот живут не по-христиански.

В новой эре масонство обязано вдохновлять своих членов жить масонской жизнью. Важнее, как масон живет вне ложи, чем то, что он делает в ней. Едва ли можно быть масоном, не зная, чем масонство занимается. Переход в другой градус, принятие иной клятвы, усвоение нового знака, рукопожатия или слова может — или не может — свидетельствовать шаг вперед в масонской жизнедеятельности. Эти факторы могут помочь, коль скоро понимается их внутреннее значение. Мы не вправе позволять им по-прежнему действовать автоматически.

Масонство нередко объявляется духовным поиском. Если оно не понимается именно в этом ракурсе, то превращается в древнюю, но пустую скорлупу. Нынче масонство нуждается не в большем числе членов, а в лучших членах; не в заполненных помещениях ложи, а в групповом участии в ритуалах, в понимании их духовного назначения; так оно способствует поиску духовного понимания и росту, ради которых и был сформирован наш древний орден франкмасонов.

Существует уйма свидетельств древнего духовного учения в старых хрониках, а больше и наглядней всего — в сходстве символов во все века и в факте наличия тайных орденов, многие из которых известны нам как Школы Мистерий. Безусловно, у всех Школ Мистерий и тайных орденов, склонявших своих членов вести чистую жизнь и наставлявших глубоким внутренним истинам, использовавших одни и те же символы и предлагавших индивидуальное постепенное продвижение по степеням и градусам, во все века должен был быть единый источник водительства и мудрости. Разумеется, они не действовали сами по себе. Нет сомнений в наличии божественной высшей Цели, подчиняющей себе сынов