Фостер Бейли

Дух масонства

видя их внутренних духовных значений.

4. Наименее признанная, но вызывающая всё большее предпочтение теория, гласящая, что идея, вошедшая в мистерии и сбережённая еврейской масонской традицией, есть итог осаждения на Земле некоторых космических и универсальных архетипических планов, которые сохраняются для нас на небесах, где наличествуют образы всего. Евреи, как раса, связующая древний Восток и современный Запад, были естественными хранителями традиции и учения мистерий. Отсюда еврейская окраска современных форм мистерий, которые в конечном счете явят современный вход в Святилище.

Вы заметите, что эти четыре подхода к происхождению масонской идеи отражают синтетическую истину, согласно которой нынешние масонские верование, традиция и учение восходят к Х. ц. С. (через ряд его более современных олицетворений), а от него — ещё дальше, к мистериям древнего мира. Можно отойти еще далее и отследить свидетельства масонской активности в толще времён, в которую может простираться история самого человечества. Мы встречаем также намек на эзотерическое знание, показанное Св. Павлом в рассуждении о храме и его образе в новозаветном трактате под названием Послание к Евреям. В нём обозначено подлинное происхождение ландмарок, сущих на самих небесах и указывающих дорогу к тому Храму на небесах, дому нерукотворённому, вечному (2 Коринфянам, 5.1), где княжит В. М. вселенной. Посему (если этот итог верен) данные подходы вовсе не отражают разницу во мнениях, но содержат некоторые базовые аспекты истины, объединённые уравнением времени, и показывают необходимо ограниченную точку зрения индивидуальных масонов.

Тот, чье видение не простирается дальше основания современного масонства пару сотен лет назад, с его экзотерическими обрядами, церемониями и ландмарками давними (варьирующимися числом от тридцати до девяти), — тоже хранитель истины, которая сегодня известна, даже если близорукое зрение отдельного масона не позволяет ему узреть всю славу масонской традиции. Тот, кто возводит масонство к еврейскому строительству храма, не умея заглянуть дальше, тоже прав и обладает более широким видением и горизонтом, чем более материалистический нынешний масон. Тем не менее, перед ним неотступно маячат вопросы: Зачем мне участвовать в еврейских обрядах и мистериях? Почему я должен относиться к ним, как к своим собственным, интересоваться ими, тратить на них время и деньги?

Основательного ответа не находится, а единственное соображение заключается в том, что такова унаследованная традиция, ведь множество современных верований, характерных и для христианства, и для мусульманства, и для масонства, имеют семитское происхождение. Но он углубил свое представление сравнительно со своим братом. Те, кто считает, что еврейские масонские мистерии лишь воспроизводят мистерии еще более древние и что еврейское рассеяние имело место ради более широкого разнесения тайной истины, имеют еще более объёмную и синтетическую точку зрения. Число мыслящих таким образом быстро множится по мере того, как современные исследования приоткрывают природу древних мистерий. Универсальность символов, обрядов и учений упорно высвечивается фокусированным прожекторным лучом научного непредубеждённого ума.

Наконец, есть те, чье видение и открытость правде ещё более впечатляющи. Они знают и учат, что масонство — не что иное, как экстернализация, осаждение, образа действий и способа активности, присущих Вышней Ложе. Они полагают, что никогда не бывало поры, когда бы эта Ложа не давала о себе знать, что всегда её инсценировки, её символы, её методы работы и строительства, её обряды и церемонии очищения, просветления и воскресения были открыты для всеобщего обозрения и в драматической форме сохранялись для вразумления людей. Масонское Братство на Земле свидетельствует (пока безмолвно, молчаливо) о функционировании Братства ещё более высокого. Строительство Храма, ритуалы и работы цеха зиждутся на технике и планах группы Строителей, сооружающих вящий Храм во славу В. А. В. Синтетическое учение и традиция, поставленная универсальная цель всегда были одними и теми же, на протяжении веков оставаясь неизменными.

Ландмарки давние могут быть прослежены во всем мире, золотая нить некоторых базовых истин и принципов пронизывает все религии, а сверх всего прочего — учение тех эзотерических групп и общин, что всегда воплощают самую суть религиозности. Этого нельзя отрицать. Подтверждения налицо, хотя средний масон не осведомлен об этом факте и признает его лишь в двух случаях: во-первых, если доверяет проведённым