Фостер Бейли

Дух масонства

мы бы с его помощью восстановили великий план спасения? Самым серьезным образом должны все настоящие масоны обдумать этот пункт, ибо в мире религиозного мышления налицо ныне вопиющая нужда в великих духовных истинах — включающих, удовлетворяющих и свободных от сектантских трактовок.

Изучение этого положения откроет любому серьёзному масону, что если масонство намеревается соответствовать этому идеалу, ему невозможно выступать против какого бы то ни было человека или религии. Оно — для всех подлинных искателей света, вне зависимости от их расы или кредо. Оно предназначено показывать свет и воплощать видение братства, а не подстегивать прилив ненависти и разделенности в мире.

Оживлённое масонство, состоящее из масонов, верных своим обязательствам и постигающих Мистическую Скрепу, роднящую их всех в едином истинном братстве, обеспечивает платформу настолько универсальную, что она удовольствует нужды всякого рода мыслителей и любой школы мысли. Таким образом, масонство удовлетворяет не только религиозную нужду, являя собой универсальную религию, но отвечает и ментальной надобе, ощущаемой в наше время всеми широкомыслящими мыслителями. Ведь мы так устали от многоразличий, так утомлены полемиками по религиозным поводам, так пресыщены социальными, политическими и экономическими спорами мыслителей повсеместно.

Обособленность с сопутствующими ей проблемами стягивает вниз нашу чашу весов. Между тем, если бы масонская община действовала в согласии с собственной конституцией и воистину воплощала свои принципы, потребное место встречи могло быть обеспечено и нашлась бы платформа настолько охватывающая, что на ней все могли бы встречаться и расти, стараясь разобраться в точках зрения и назначении друг друга.

Масонство наставляет живым голосом знака, а при учении на такой основе не может навязываться никакого авторитета или диктатуры, ибо каждый волен интерпретировать знак или символ по-своему и через это расти. Знак или символ может нести много значений, и чем ближе человек подступает к Святая Святых в Храме Царя Соломона, тем больше он видит за формой и тем величественней истина, извлекаемая им из символа. Поэтому масонство пригодно для многих типов ума при условии отсутствия деспотического навязывания какой-либо символической интерпретации.

Было сказано, что истинный Храм Человечества, частью которого является ложа вольных каменщиков, возводится во времени и пространстве, и различия, свидетельствуемые нами, пока мы пребываем в смертном теле и обладаем ограниченными чувствами, не имеют места в реальном вольнокаменщичестве.

Выстраиваемый цехом Храм — это объединение и гармонизация всего человеческого семейства. Что подытожено для нас в следующем, широко известном речении:

Промыслом Бога род человеческий есть единое объемлющее братство, Сам Он — его Мастер, а мир — Его ложа.

Вот видение и идеал — единое объемлющее Братство, где каждый безотказно сотрудничает с каждым, выполняя план строительства, всякий занимается своим заданием, а Сам Бог является Д. М., действующим через Своих дозирающих Мастеров Каменщиков.

Опять же, обсуждая эту универсальную платформу, подчеркнем: масонство зиждется на устоях, настолько объёмных и универсальных, что трудно решить, кого из него исключить или какого представителя любой расы или нации в него не допустить, коль скоро претендент является искренним и серьезным искателем правды.

Первый пункт этой программы был выражен для нас в заявлении О Боге и Религии в Конституциях 1723 г., — это самое благородное из всех, нам известных, выражение духовной универсальности ордена.

Масон, по своему положению, обязуется подчиняться моральному закону; если он верно понимает наше искусство, он никогда не станет тупоумным атеистом или неверующим вольнодумцем. Но, хотя в древние времена масонам полагалось придерживаться религии страны или нации своего проживания, ныне представляется более целесообразным обязать их верить только в то, с чем согласны все, оставляя своё особое мнение при себе, то есть быть людьми Благими и Правдивыми, или наделенными Честью и Честностью, какими бы конфессиями и убеждениями они ни различались; тем самым масонство становится центром союза и средством установления подлинного дружества между теми, кого по необходимости разделяют огромные расстояния.

Никакой масон, принимающий это заявление и старающийся жить в соответствии с ним, не допустит в своей ложе ни малейшего раздражения или ссоры, тем паче препирательств по поводу религии, национальной политики или международных отношений. Что касается