Фостер Бейли

Дух масонства

особенно ввиду того, что в наше время не осталось никаких стоящих тайн, да и вообще ничего, что любая заинтересованная персона не могла бы без труда вызнать. Чем же тогда масонские ритуалы и делание захватывают тех, кто их сегодня исполняет, в чём их столетиями демонстрируемое притягательное могущество? Полагаю, объяснение можно свести к двум факторам, почти не уяснённым и, вне сомнения, не улавливаемым и непонятым средним масоном.

Один из факторов есть возможность того, что через эти древние ритуалы (даже в их современном еврейском виде) для рода человеческого сохраняются кое-какие формы, церемонии, агенты могущества, передающие два момента:

1. Инсценировку внутренней духовной истории как человечества в целом, так и отдельного индивидуума. Ритуалы, да и весь символизм масонства таят за собой и могут выявить прошлую историю рода человеческого, изъяснить будущее раскрытие индивидуума и расы.

2. Структуру, или каркас, выстроенный по начертанному Вышней Ложей образу; она в свое время, когда пробьет час следующего духовного пробуждения, послужит тем строением, что сможет снова экстернализовать мистерии и позволит Вышней Ложе стать Ложей на Земле. Символ сможет когда-нибудь превратиться в распознаваемое тело реальности.

Этот подспудный фактор, или аспект, масонского делания смутно ощущается братством, особенно первый пункт, который всё больше подчеркивается. На второй тоже указывают братья-масоны из тех, кто — видя истину сквозь тусклое стекло и узнав лишь часть дороги — тем не менее уверен: стремительно приближается время, когда масонское делание будет наделять кандидата способностью постигать не только символический смысл разыгрываемых драм, но и позволит ему становиться сознательным участником в работе, наделяющей пониманием и делающей его компетентным для того, чтобы стать посвященным Вышней Ложи.

Второй фактор едва ли пока предчувствуется даже самыми продвинутыми эзотеристами братства. Речь идет о творческой природе масонского делания. Мы читаем:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Всё чрез Него начало быть . . . В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков; И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. . . В мире был, и мир чрез Него начал быть . . .

Иоанна, 1.1-10

Вот подлинно масонское утверждение. Слово как жизнь и Слово как светодатель масоны признавали всегда. Но Слово как творческий фактор ещё требует своего понимания. Бог есть Творец, работающий через тройку аспектов. Бог Творец использует энергию вселенной, фокусирующуюся через духовную семёрку Тех, Кто находится перед престолом Бога и вводит в манифестацию всё сущее под водительством Бога Сына, действующего под вдохновением Бога Духа Святого и воплощающего цель Бога Отца. То есть, Словом созданы миры. Индусы так выражают эту мысль: Бог мыслил. Бог визуализировал. Бог проговаривал. Миры входили в бытие.

За учреждением ложи стоит эта базовая истина, и работа ложи, через её ритуалы и церемонии, предназначена быть школой тренинга в творческой работе. Каждый градус имеет свою явленную форму, и Слово есть ключ к этой форме и должно её вдохновлять. Ритуалы — это попытка выразить закон ритма и произвести кое-какие следствия, могущие быть кратко и неадекватно перечислены следующим образом:

Закон Ритма, выражаемый в ритуале:

1. Позволяет ложе масонов сплотиться между собой и работать вместе как единое функциональное связное тело.

2. Тренирует масонов, участвующих в ритуале, делать, говорить и думать одно и то же одновременно. Отсюда потребность разъяснить как офицерам, так и членам ложи необходимость добиться единообразия в формулируемых мыслях, чтобы тем самым демонстрировать нужное единство. Отсюда необходимость постичь значение и цель всего, что свершается и проговаривается на полу храма, с тем чтобы за всяким словом, всяким действием, всяким движением и всяким образным представлением истины (а это и есть ритуал) могло стоять, слагая его основу, концентрированное внимание, мыслительное могущество собравшихся масонов. Когда последнее налицо, когда установлен общий ментальный настрой, проступает творческий аспект масонского делания. Данный вид работы может считаться медитативной стороной масонского долга. Это на самом деле групповая медитация, ведущая к групповой работе.

3. Наделяет кандидата на посвящение, через концентрированное мышление, или медитацию, ложи (работающей с полным пониманием), теми духовной энергией и просвещённостью, что позволяют ему — реально и воистину — пройти через тьму в свет, будучи в первом градусе; взойти по