Фостер Бейли

Дух масонства

в свет и жизнь.

Мораль определяется как навык выбирать между правильным и неправильным, как способность мудрого различения. При тренинге кандидата всегда важно подчеркивать свободу его воли, при любом выборе, предоставляемом ему при посвящениях, за ним оставляется право быть арбитром собственной судьбы. Так ум его тренируется рассуждать и выбирать, так он становится мудрым мастером. Он — вольный агент, располагающий собственной волей и произволением, смиренно ходатайствующий о допуске в древнюю Ложу Принятых Вольных Каменщиков.

Остается обсудить еще два слова: аллегория и символ. Из них в основном состоят масонские искусство, ритуалы, принадлежности и инструкции ложи. Аллегория — это образное представление факта, лежащего в основе, метод обучения, в образной форме передающий детскому уму то, что на протяжении веков переживали и чему наставляли знающие Бога. В возвышенных аллегориях масонства несомненно описывается для нас действие законов Бога, демонстрирующихся в природе и человеке, и необходимые истины относительно раскрывающегося сознания человека, его пути и конечного предназначения.

В великой центральной драме масонства живописуется то, ради чего вся тварь совокупно стенает и мучится доныне, ожидая манифестации сынов Божьих, ибо только сын Божий может быть воскрешён из мёртвых своеобразным пятеричным способом, коим был воскрешён Мастер Строитель.

Символизм масонства поддается самой расширенной интерпретации, в его знаках и паролях, рукопожатиях, инструментах, шагах и обстановке храма, да и в значении его Создателя и Малых Светочей для посвящённых сохраняются эзотерические истины, которые обязан знать каждый, коль скоро он собирается когда-нибудь выбраться из тьмы в свет, от смерти к бессмертию, от нереального к реальному.

Стало быть, масонство — не только система морали, задействующая наивысшие этические нормы, исполнение которых обеспечивает сознательное раскрытие божественности, но и великое драматическое представление возрождения. Оно изображает восстановление скрытой божественности человека, её выставление на свет; оно показывает возведение человека из его падшего состояния в Рай через то, что инсценируется при работе ложи, демонстрируя способность достичь совершенства, дремлющего в каждом человеке, его умение стяжать целостные зрение и понимание, становясь хозяином над собой и своей судьбой. Что верно для единицы, верно и для группы, и в масонстве для нас сохраняется гарантия финального достижения человечества — человечества, чьим мерилом достижения является совершенство и чьи ряды состоят из тех, кто (по выражению из С. К.) достиг полного возраста Христова, рода человеческого, который слагается из отдельных людей, их синтезом странствие заканчивается.

Вдобавок к тому, что оно является системой морали и великой драмой возрождения, масонство есть также образное представление Великого Поиска. В человеке заложена та инстинктивная тяга к знанию и самовыражению, что характерна для эволюции человеческого царства и являет его подлинную природу. Истина таится для нас в значении имени нашего Мастера Хирама Абифа: Хирам, по мнению многих исследователей вольнокаменщичества, происходит от слов Кхи, живой, и Рам, тот, кто воскрешён, или вознесен, живой Сын Божий, возведенный из своего падшего состояния на высоты, — именно так еще интерпретируется имя Рам. И когда я вознесен буду, — заявил Великий Плотник из Назарета, — всех привлеку к себе, — в этих словах содержится ключ к центральной мистерии масонства. Абиф знаменует Отца, — последним термином во всех религиях обозначается Великий Духовный Аспект.

В первых трех градусах масонства для нас изображается великий поиск, или алчба. Постепенно кандидату дается всё больше и больше света, шаг за шагом чаяние им света удовлетворяется, и он выходит из Дворца Невежества во Дворец Учения, где искусства и науки обогащают его своими дарами. Там он узнаёт, что от него ожидается компетентность в ремесле, но нужно и кое-что ещё. Выпуск его должен стать переходом в более высокое, лучшее, состояние. Он обязан установить Потерянное Слово, пройти через различные испытания и, став под конец хозяином над собой, показать себя адептом мудрости и наставником других, раздавая заработанную ими плату и храня доверенное ему Слово, при необходимости даже ценой собственной жизни.

Итак, поиск является трояким и характеризуется тремя градусами. Первый — это Поиск Просветления, когда кандидат упорно продвигается на Восток и утверждается в позиции слушателя и учащегося. Из сведений, сообщающихся ему, пока он