Фостер Бейли

Дух масонства

остальной мир, находится в кризисе и, как и для остального мира, будущее его на ближайшее тысячелетие проблематично. Отрадно в связи с масонством то, что до распознавания масонского кризиса пока не дошло, — это звучит пародоксально, на деле же означает, что, если человечеству удастся словить духовное видение занимающегося дня, у масонства, которое поймет необходимость своего обновления чуть позже работников иных отраслей человеческой жизнедеятельности, таких как религия и образование, появится колоссальное преимущество благодаря тому, что дело приняло другой оборот.

У очень немногих масонов есть понимание того, что масонство — это образ жизни и духовный поиск, сравнимый с таковым всего человечества; содействовать духовному поиску человечества предопределено церквям, но они, к сожалению, этого не делают, потому как церковианство подпало материализму и подвластно ему. Масонство сегодня не так подвластно материализму, как три другие основные сферы активности, подвергающиеся духовной стимуляции, а именно управление, образование и религия. Это гигантское преимущество, ускоряющее зарю нового дня, когда и осуществится истинное назначение масонской общины. У. Л. Уилмсхерст проникновенно констатирует: работа Мастера-Каменщика заключается в восстановлении храма падшего человечества. Это утверждение — свидетельство брезжущего постижения того, что масонскому ордену не просто предназначено помогать вступившим в него индивидуумам, но что у него мировая миссия помогать всем людям во всем мире — духовная миссия.

Исследование присущих человечеству духовных реальностей открывает, что мы сохранили и значительно активизировали сущные принципы древних Школ Мистерий, существовавших от начала времен. Достоверно установлено, что такие Школы были и предназначались для тренинга духовной жизни учащихся. В стародавние дни функционирования Школ Мистерий строгая секретность была физической потребностью из-за преследований. На всеобщую мировую надобу едва ли тогда обращалось внимание, и практическое служение для разрешения проблем человечества не составляло первостепенного мотива. Так было давно.

Древние Школы состояли из трех основных ступеней. Первая — вступление в орден после пробуждения в индивидууме жажды истины и дерзания прогрессировать по пути овладения жизнью. Начало тренинга себя. Эта ступень сравнима с тем, что эзотерист называет Послушническим Путем, и восприятие ее весьма сходно с правильным пониманием того, с какой целью мы тратим время, состоя в первом градусе нашей Голубой Ложи. Кандидат получает этот градус, не имея духовного света, — это символизируется тем, что у него завязаны глаза. Будучи в этом градусе, он получает свет, работа его, как У., обретает смысл и инициирует процесс самоконтроля в категориях конструктивной жизнедеятельности и самодисциплинирования.

Ряд аналогий приходит на ум, когда мы размышляем на эту тему. Три градуса масонства отражают одну из древнейших молитв, известных человеку. Первый градус олицетворяет первую строку молитвы: из тьмы веди меня к свету. Второй градус выражает вторую строку: от нереального веди меня к реальному, что достигается правильным употреблением ума в духовных целях. Третий градус — вершина древней молитвы: веди меня от смерти к бессмертию.

Масонский запон, вручаемый У., совершенно белый, без всяких украшений. Он квадратной формы с поднятым треугольным нагрудником. Квадрат представляет личность, треугольник — душу. Под конец, по мере прогресса нагрудник оказывается повернут вниз, что символизирует контроль личности со стороны души. Ибо слова эзотерической формулы звучат следующим образом: В центре воли Бога стою я, ничто не отклоняет моей воли от Его. Я исполняю эту волю с любовью, я обращаюсь к стезе служения. Я, божественный треугольник, провожу эту волю внутри квадрата, служа своим собратьям.

Любому У. надо сообщать, что он приступил к процессу самоочищения, исправления собственных, очень человеческих характеристик. В былые времена этот процесс занимал семь лет, прежде чем можно было переходить в следующий градус. От У. требовалось по своей инициативе просить привилегии принять второе посвящение. Это служило показателем того, что он обрел достаточный контроль над своей личностью и масонской общине позволительно поднять его в заработной плате и помочь воспользоваться благой возможностью.

Это свидетельствует о важности градуса П. для масонского прогресса, аналогичного второй ступени учебы в древних Школах Мистерий, под которой — согласно нынешнему эзотерическому учению — понимается ступень ученичества.