Фостер Бейли

Дух масонства

что он, окрыляемый ц. С., сооружал храм Соломона в доказательство существования того вечного Храма, где сияет истинная Шекина и куда всем придётся в конце концов проторить дорогу. Храм служил для него каменным свидетельством жизнеспособности Бога, а значит, и человека. Шекину, свет, что от века сияет на Востоке, можно было лицезреть в этом храме, как живую реальность, в святая святых, и говорил он о Присутствии Всевечного Бога. Так Мастер Каменщик, или Строитель, взалкал света, чтобы по прошествии времени тоже войти в это святилище.

Нота строителя и упор на строительном процессе и были основоположным еврейским вкладом в раскрывающееся учение, которое древние учения последовательно, по мере необходимости, выдавали. Через храм Иерусалима внимание нацеливалось на творческую активность Божества, представляемого ц. С., и функцию божественного Строителя, заключающуюся в экстернализации, или материализации, того, что колотится внутри, ища выражения. Субъективная жизнь и неотъемлемое качество Бога находили своё символическое выражение в великолепной структуре храма. Прослеживание символизма — один из интереснейших аспектов понимания масонского искусства. Три Ипостаси Троицы снова и снова символизируются для нас различными троичностями, которыми изобилует ложа.

Само строение храма Соломона, с его внешним двором, святилищем и святая святых, свидетельствует о Троице и олицетворяется для нас тремя главными должностными лицами ложи: Д. М., П. С. и В. С., а также тремя градусами Голубой Ложи. В градусе м. к. виден свет бессмертия, добавляющий блеска свету знания, стяжённому в градусе п., и свету опыта, в который кандидат вступил в градусе у. Тот же символизм прослеживается во всех трех еврейских храмах, упомянутых в Библии: скинии в пустыне (символе первого градуса), храме Соломона (символе второго градуса) и храме Иезекииля (символе третьего градуса), еще не построенном, ибо Потерянное Слово не найдено. Примечательно, что в последнем храме святая святых называется уже по-иному, а именно давир (оракул) — Слово излетевшее.

Почему тема строителя и строительного цеха была вплетена в структуру мышления лишь в сравнительно поздний период, само по себе интересно. Осветим ее значение.

Все мировые религии наставляли факту божественных троичностей и Троицы божественной манифестации. Они заслуживают нашего, как масонов, внимания, ибо олицетворяются для нас Д. М. на Востоке, П. С. на Западе и В. С. на Юге. Троичность сия известна под многими названиями сообразно школе мысли, некоторые приведены ниже:

БОГ ОТЕЦ БОГ СЫН БОГ ДУХ СВЯТОЙ 1-й аспект могущества  2-й аспект мудрости  3-й аспект познания Жизнь Сознание Форма Дух Душа Тело Жизнь Качество Явление Сила Мудрость Красота Сила и мудрость переставлены местами, чтобы подчеркнуть нашу нынешнюю цель, как масонов и человеческих существ. Мудрость — наша цель. Такая перемена была сделана намеренно, когда стало чувствоваться еврейское влияние. Уместно попытаться уловить значение сего факта (даже если нам не удастся полностью его вместить) в течение эволюционного цикла работы этой Великой Троичности. Нам помогут несколько коротких заявлений, выраженных в догматической форме для ясности, но не догматических по содержанию:

1. Третий аспект Божества, выражающий жизнь в форме, есть сознание Бога, проступающее через посредство тела. Человек — храм Бога живого. Такова же и вселенная. Это символизирует формальная сторона масонства.

2. Второй аспект Божества есть сознание, то есть, в сущности, свет, и любовь, и мудрость; оно составляет качество Бога и ищет своего выражения через третий аспект, или тело. В этом истинный смысл спекулятивного масонства. Именно этот аспект мудрости и его понимания подчеркивает сейчас наш цех.

3. Когда оба аспекта сливаются, когда душа и тело, сознание и форма, качество и явление, сплавляются в единое целое, результатом является КРАСОТА. Символ последней — В. С., и у-и находятся под его попечением, так как он ставит перед ними задачу — доискаться красоты, — красоты, долженствующей быть обретенной в каменоломне живого опыта, при обработке каменщицкими инструментами грубого, рубленого камня.

4. Красота, однако, может созреть только благодаря активности того скрытого Строителя, которого мы называем душой, вторым аспектом, или Христом в нас, упованием славы. Данный Строитель должен задействовать в работе мудрость и познание, выстраивая форму Храма Господа, чтобы мудрость выявлялась в красоте. Это символизируется для нас П. С., который обращен лицом к Востоку, месту света, то есть отчетливо