Папюс

Первоначальные сведения по оккультизму

и Его мысль реализуется вне Его - это третье лицо Троицы, или Дух-Святой. Бог, вечно проходя через эти три состояния, представляет нам изображение круга, которого центр находится повсюду, а окружность - нигде. (Philosoph. mor., отд. I, кн. II, гл. 2, R. Fludd, XVI век).

Вместе с тем, однако, дух человека соотносится с каждой даже самой маленькой частичкой его организма, на которую он не может влиять, но которая в нем может проявляться через страдание. Бог также, опосредованно или непосредственно, присутствует в каждой частичке творения и в каждом из нас - как человеческое сознание присутствует в качестве воспринимающего органа или двигателя в каждой телесной клеточке.

Итак, природа и человек действуют свободно, окруженные божественным влиянием, увлекающим вселенную к прогрессу, но не вмешивающимся в законы естественные и действия людей. Так же и капитан парохода, управляет ходом его и направляет к цели пути, не вмешиваясь в мелочные действия движущей машины (изображение природы), или занятия пассажиров. Капитан управляет общей системой; однако действия капитана оказываются последовательными и воздействуют, если не непосредственно, то, по меньшей мере, через посредство:

1) На машиниста, при помощи рупора.

2) На пассажиров, установленными правилами 1.

В Каббале Отец - означает божественное начало, влияющее на общий ход вселенной (действие на руль), Сын - начало, действующее в человечестве; и Дух Святой - начало, действующее в Природе. Эти мистические термины указывают на различные применения всеобщей творческой силы 2.

Единица.

Вселенная, рассматриваемая как предмет одушевленный, состоит из трех начал: Бога, Человека и Природы, или по выражению герметической философии: Первообраза, Макрокосма и Микрокосма 3.

Человек назван микрокосмом или малым миром, вследствие того, что соединяет в себе аналогически все законы, управляющие вселенной 4.

1 Единственное начало вселенной - это Отец триады, воспринимаемой разумом (Porphyre, III-й век)

2 См сочинение Дионисия Ареопагита

3 Есть три мира мир первообразов, мир микрокосма и мир макрокосма, иначе говоря, Бог, Природа и Человек (R Fludd, XVI век)

4 В человеке содержится весь мир, называемый Микрокосм, потому что он содержит в миниатюре все части вселенной Так, голова соответствует эмпирею, грудь - эфирному или среднему небу и желудок - царству элементов (R Fludd, XVI век)

Природа служит точкой опоры и центром главнейших проявлений других начал.

Человек, влияющий действием на природу, словом - на других людей и возвышающийся молитвой или созерцанием к Богу, составляет связующее звено творения с Творцом.

Бог, обнимающий промыслом своим области, в которых свободно действуют другие начала, господствует над вселенной, приводя все ее элементы к единству управления и действия.

Бог проявляется во вселенной провиденциальным действием, озаряющим человека на жизненном пути,

но не могущим динамически сопротивляться ни одной из двух первоначальных сил (Природа первенствует при нашем рождении дает нам отца, мать, братьев, сестер, родственные связи, положение в обществе Все это не зависит от нас и для толпы - дело случая, но для философа-пифагорейца это последствия порядка сурового и неодолимого, называемого Судьбою или Неизбежностью

Пифагор противопоставлял этой принуждающей природе природу свободную, действующую на вынужденное положение, как на необделанную материю, видоизменяя ее и получая по желанию дурные или хорошие результаты Эта вторая природа была названа Могуществом или Волей это она управляет жизнью человека и направляет его поведение по элементам, которые первая ей доставляет.

Неизбежность и Могущество - вот, по Пифагору, два противоположных двигателя в подлунном мире, куда человек сослан Эти два двигателя извлекают свою силу из высшей причины (называвшейся у древних Немезидой) - из главного повелителя, которого мы называем Провидением (F dOlivet, Vers dores, 5 examen)

Человек проявляет себя во вселенной действием воли, которая позволяет ему бороться против рока и делать условия своего рождения помощниками своих планов. В применении своих желаний к внешнему миру, человек свободен призывать на помощь свет Провидения или пренебрегать им.

Природа проявляется во вселенной через влияние судьбы, которая увековечивает неизменным образом и точно определенным порядком главные типы, составляющие основу действия.

Факты принадлежат к области природы, Законы - к области человека, а Начала - к области Бога. Бог творит только в принципе; природа развивает эти принципы и устанавливает факты, человек