Папюс

Первоначальные сведения по оккультизму

секты и доктрины, а также на искусства и науки, которые обозначались родовым наименованием.

Хотя нельзя сомневаться в том, что эти массы народа имели начальника, руководившего ими, история не упоминала о личности этого предводителя, касаясь только общего духа времени. Один начальник сменял другого, без всякого о том упоминания со стороны аллегорической истории, и только приключения всех вместе собирались в одно целое. Делались известными только успехи или неудачи с нравственной стороны.

История положительная, в форме нынешнего изложения, следует совершенно иному методу: для нее отдельные личности составляют суть дела. Она тщательно отмечает факты и время их совершения( Fabre dOlivet Vers dores de Pythagore. стр. 26 и 27).

Возвратимся к примеру книги, служившему нам для определения различия двух способов разбора.

Наружные признаки: бумага и чернила - служат выражению мысли, следовательно, чего-то более высокого, чего видеть нельзя. Так что видимое открывает невидимое.

Правило это верно и одинаково относится ко всем явлениям природы. Что же мы увидим далее? Мы увидим еще отчетливее основное различие науки древней и современной.

Первая занимается видимым, единственно с целью открыть невидимое.

Вторая изучает феномены, не заботясь об отвлеченной стороне.

Наука древняя есть тайная, внутренняя, а современная - видимая, наружная.

Прибавим к этим данным тот мрак, которым древние окутывали свои научные символы, и тогда можно установить верное определение древней науки:

Наука сокровенная - Scientia occulta,

Наука о сокровенном - Scientia qccultati

Наука, скрывающая открытия - Scientia occultans.

Таково тройное определение Оккультной науки.

Глава 2

Методы в древней науке. - Аналогия. - Три мира. - Тернер. - Теософические исчисления.- Циклические законы.

Определив существование в древности истинной науки, способ ее передачи и главные предметы, которым она предпочтительно учила, мы попробуем продвинуть вперед наше исследование, определив методы, употреблявшиеся в древней науке, являвшейся, как мы отмечали наукой тайной (Scientia occulta). Основная ее цель заключалась в определении невидимого посредством видимого, нумена посредством феномена, идеи посредством формы.

Первый вопрос, который нам нужно разрешить, сводится к выяснению: существует ли на самом деле это отношение невидимого к видимому, и не служит ли эта мысль выражением чистейшего мистицизма.

Приведенный выше пример с книгой может проиллюстрировать и сущность учения о видимом - о феномене.

Нам удается определить, что хотел сказать автор посредством знаков, которыми он пользовался для выражения своих мыслей, благодаря тому, что мы знаем о существовании постоянного соотношения между знаком и мыслью, которую он выражает, т.е. между видимым и невидимым.

Также как по знаку можно уяснить себе мысль, изучая видимое, можно непосредственно изъяснить невидимое. Но чтобы открыть идею, сокрытую в печатных буквах, нам нужно было выучиться читать, то есть употребить специальную систему. Чтобы открыть невидимое, скрытое в каком-нибудь явлении, нужно выучиться читать по специальному методу. Главный метод тайной науки - это аналогия. Аналогией определяют отношения, существующие между явлениями.

Для изучения человека прибегают к трем главным методам: можно изучать его органы и его функции: это изучение видимого, или изучение посредством индукции.

Можно также изучать жизнь человека, его разум, его душу - это изучение невидимого или изучение посредством дедукции.

Можно, наконец, соединяя эти два метода, рассматривать отношение, существующее между органом и функцией, или между двумя функциями, или между двумя органами - это изучение посредством аналогии.

Итак, если мы рассматриваем легкие, подробное изучение нам покажет, что этот орган получает снаружи воздух, который подвергается в нем известному превращению.

Если мы рассматриваем желудок, наука поможет нам определить что этот орган преобразовывает пищу, которую он получает извне.

Изучение феномена тут же прекращается. Оно и не может идти далее, чем констатирование факта.

Аналогия позволяет обобщить эти данные, взглянуть на них с точки зрения противоположной методу аналитическому: легкие получают извне нечто, ими преобразуемое, желудок получает нечто им перерабатываемое.

Следовательно, легкие и желудок, осуществляя аналогичные функции, аналогичны между собой.

Это заключение покажется более, чем странным людям, привыкшим к подробному изучению, но они должны вспомнить о новой отрасли анатомии, называемой анатомией философской 1.

1