Папюс

Первоначальные сведения по оккультизму

смыслит; между ними стоят возмужалый отец и начинающий стариться дед.

Дитя, отец, дед и прадед

могут служить примером аналогичных степеней развития всей природы.

Все существа, без исключения, согласно новейшим исследованиям,- состоят из трех частей: тела, жизни, или духа и души. Эволюция тела производит жизнь, а эволюция жизни - дух.

Проверим эти данные, применив их к человеку.

Каждый материк увенчивается высшим пределом материальной эволюции - расою людей.

Человек состоит из трех частей: живота, груди и головы, а к ним прилегают другие органы: живот служит производителем тела, грудь производителем жизни, а голова - духа.

Цель существа, созданного природой: производить силу высшую, чем им полученная.

Минерал должен преобразовать свою земную жизнь в растительную; растительная жизнь должна преобразиться в животную, а животная - в человеческую. Жизнь дана человеку для преобразования ее в субстанцию более возвышенную - душу. Душа же является результатом и целью всей этой эволюции 1.

1 Душа есть оригинальное создание, принадлежащее нам как собственность и стремящееся к вечности сущностью своей ответственности.

(L. Lucas. Medecine nouvelle, стр. 33).

Звук, представляющий жизненную силу, в своей крайней разде-ленности производит тональность, откуда происходит общий эффект или душа со своей специальной и относительной силой. Оркестр есть материальный орган со всеми своими сложными аппаратами (инструментами). Их звуки - гармония, их бесконечные сочетания - это игра жизненных сил, это ткань тепа, из которого созидается и воздвигается душа, как из тональности создается окончательное и результатное чувство. Таким образом, общая тональность чужда инстрменту, инертному самому по себе, и скрещивающимся гармоническим сочетаниям, присущим игре: вот что составляет душу концерта и т. д. (Там же).

Цель человека, прежде всего, состоит в том, чтобы развивать свою душу, находящуюся в нем в зародыше, и если для этого недостаточно одного существования, то душа материализуется несколько раз 2.

2 Читая различных авторов, которые трактуют о душе, следует остерегаться ошибки в смысле, который они придают этому слову. Одни называют душою то, что я здесь называю жизнью или духом, а духом называют 3-й член, который я называю душою. Мысль везде одна и та же, изменяется только термин.

Мысль эта, скрытая в посвящениях от профанов, встречается у всех авторов, проникших в глубину познаний законов природы. Это, в настоящее время, один из самых главных пунктов тайного учения Буддизма; но древние писатели, в том числе и европейские, знали об этом.

Бог - посредством внутреннего познания абсолютного, которое является его сущностью,- непрерывно отождествляет своим познанием существо, соответствующее ему в его абсолютной сущности. Таким образом, очевидно, что Бог непрерывно занимается созданием самого себя или своим бессмертием, а так как человек сотворен по образу Божию, то таким же способом должен приобретать свое бессмертие, занимаясь созданием самого себя, посредством открытия сущности абсолютного, т.е. тех же самых условий истины. 1

1 Wronski. Lettre au pape.. См. список сочинений Вронского в брошюре IOccultisme contemporain.

Фабр дОливе, в замечательном своем изложении учения Пифагора, делает краткие выводы из древней психологии. Стоит его прочесть и сличить с тайным учением Буддизма, чтобы догадаться, что оно составляло самые главные секреты святилища.

Вот его содержание: Пифагор признавал две двигательные силы поступков: могущество воли и предопределение судьбы; он подчиняет их основному закону, называемому провидением, из которого они равномерно проистекают.

Первая из этих сил свободна, вторая принудительна; так что в человеке находятся два рода противоположных свойств: дурные и хорошие, в зависимости от преобладания которых совершаются его поступки. Сила воли влияет на поступки и будущность, а предопределение судьбы - на то, что было сделано, причем одна поддерживает другую, пользуясь материалами взаимно доставляемыми.

Согласно взгляду этого замечательного философа, из прошедшего истекает будущее, из будущего прошедшее, а из союза обоих происходит настоящее - теперь существующее, из которого они в свою очередь, берут начало. Идея более глубокая, чем та, которой придерживались стоики.

Согласно этому учению, свобода господствует над будущностью; необходимость - над прошедшим, а провидение - над настоящим. Ничто из существующего не происходит случайно, но следует основному закону, исходящему от провидения, в соединении с волей человека, который повинуется