Папюс

Первоначальные сведения по оккультизму

ему или его нарушает, действуя по необходимости. Согласие воли с провидением производит добро, а зло происходит от их несогласия (противоречия).

Человек, по своему назначению на земле, выделяется тремя свойствами, приноровленными к трем частям его существа и повинующимися его воле.

Первое, принадлежащее телу, - инстинкт; второе, присущее душе, - истина; третье, свойственное разуму, - мудрость. Эти три свойства, наполняются особым смыслом при воздействии воли, так как при злоупотреблении вырождаются в зверство, пороки и невежество.

Инстинкт ощущает добро и зло физическое, происходящее от чувствования; добродетель сознает нравственные достоинства и недостатки, существующие в представлениях, а сознание судит о добре и зле умственных, происходящих от согласия.

Как ощущение добро и зло называются удовольствием или страданием; как чувство - любовью или ненавистью, а как согласие или несогласие с волей провидения - истиной или заблуждением.

Эти чувства тела, души и духа, составляют тернер, который, развиваясь, при помощи относительного единения, образует человеческий кватернер или человека.6 рассматриваемого отвлеченно.

Свойства, составляющие тернер, содействуют и противодействуют одно другому, разъясняются или затемняются взаимно, а единица собирательная, т.е. человек, совершенствуется или деградирует по мере того, склонны ли они соединиться с мировой Единицей или отдалиться от нее.

Способ соединения или отделения, приближения или удаления, зависит вполне от воли, которая, управляя свойствами тела, души и разума, совершенствуется или коснеет, делает человека добродетельным или порочным, ученым или невеждой, способным действовать с большей или меньшей энергией, обсуждать предметы с большей или меньшей правильностью, оценивая в них полезное, прекрасное и справедливое, в ощу- щениях, понятиях и согласии; видеть яснее добро и зло и не ошибаться в познании истинного наслажлдения или страдания, любви и ненависти, истины и заблуждения.

Человек, в соответствии с вышеприведенным мнением Пифагора, поставленный в зависимость от провидения, между прошедшим и будущим, одаренный свободной волей и предающийся добру и злу совершенно произвольно, человек этот, повторяю, должен сознавать источник несчастий, испытываемых им, и не обвиняя провидения, наделяющего благами и страданиями каждого, согласно его прежним поступкам, должен сознаться в сделанных им ошибках и нести неизбежную кару. Пифагор признавал несколько последовательных существований и утверждал, что настоящее, которое нас поражает, и будущее, которое нам грозит, есть последствия ошибок предшествовавших существований. Он говорил, что люди теряют сознание своего прежнего существования, но что он сохранил о том воспоминание, благодаря особой милости Богов.

Итак, согласно его учению, неизбежная судьба, на которую человек всегда жалуется, постигает его по собственной воле; он идет вперед по намеченной самим себе дороге и, поступая хорошо или дурно, облегчает или затрудняет себе шествие, для вторичного пути. 1

1 Fabre dOlivet Vers dores, стр. 219 и 251.

Прилагаю здесь таблицу, представляющую всю эту систему. Я старался в ней как можно понятнее изложить дело, и если в чем окажется неясность, то ее легко исправить, соотнесясь с текстом..

Левая сторона таблицы представляет правила положительные, обозначенные знаком плюс (плюс), правая - правила отрицательные, со знаком минус (-), а средняя - правила уравновешенные, со знаком (оо) (стр. 75).

Далее изображена схема человеческого тернера: душа, разум, тело, и их проявления, означенные знаками.

Поучения в храмах ограничивались преимущественно познанием общей силы в различных ее проявлениях.

Изучая вначале природу живущую, природу явлений и следствий, кандидат на посвящение в таинства учился наукам физическим и естественным. Когда он удостоверялся, что все действия зависят от одинаковых причин, когда выводил для множества фактов закон, посвящение в тайны открывало ему мир причин. Вникая в изучение природы оживляющей, он видел те же законы в разных применениях. Знание жизни миров и вселенной давало ему ключ к астро-логии, а изучение земной жизни - ключ к алхимии. Возвышаясь еще на одну степень по лестнице посвящения, ищущий находил, что в человеке соединены две природы - оживляющая и живущая, вследствие чего убеждался в единстве силы, два полюса которой представляют двойственность натуры.

Очень немногие достигали изучением и опытом высших познаний, дававших власть почти равную божественной. О существе божества, его действиях и союзе с человеком,