Папюс

Первоначальные сведения по оккультизму

здесь два отрывка из сочинений Дютана: один о всеобщем притяжении - Плутарха; другой -Пифагора - о квадратах расстояния.

Плутарх, знавший почти все светила астрономии, обратил внимание на взаимное тяготение планет, и отыскивал закон притяжения тел к земному шару, а также закон взаимного влияния солнца и луны, проявляющиеся в центростремительной силе, сдерживаемой силой центробежной.

Затем он приравнивает эти явления к более общим, преобладаемым и на земном шаре и, руководствуясь выведенным законом, исчисляет, что должно произойти с каждым светилом в частности, а равно и во взаимном их соотношении. В другом месте он указывает на силу, присущую земле и планетам, притягивать тела, находящиеся в сфере их влияния.

Одна музыкальная струна, говорит Пифагор, издает звуки такие же, как и другая струна двойной длины, если сила, ее натягивающая, в четыре раза больше; так точно притяжение планеты превышает в четыре раза притяжение другой планеты, находящейся от нее на вдвое большем расстоянии. Если предположить, что от солнца к каждой планете проведены струны, то для достижения созвучия пришлось бы увеличить или уменьшить силу натяжения, сообразно силе притяжения каждой из них Из этого сходства отношений Пифагор извлек свое учение о гармонии сфер 1

1 тоже,стр.167, 168 loi du carrC des distances (Pythagore)

Это общие открытия, для достижения которых достаточно только силы ума; но можно ли найти у древних открытия, подобные экспериментальным, составлявшим славу 19 века и доказательство нашего прогресса?

Обратившись к астрономии, следует уделить внимание Аристотелю, Архимеду, Овидию и особенно Страбону, о котором говорит Дютан 2, и отметить появление телескопа, вогнутых зеркал 3, увеличительных стекол, микроскопа 4, отражение света и качание маятника 5. Скажу даже, что современные открытия: действие пара, фотография, электричество и вся химия, не превосходят познания древних.

2 тоже, гл.10

3 тоже, т.2, гл.8

4 тоже,т.2, гл.6

5 тоже, т.2, гл.6

Агафиас, живший в 4 веке, написал книгу, перепечатанную в 1660 году 6. На страницах 150-й и 151-й находится подробное описание употребления пара, как двигательной силы, для перемещения крыш целиком - примененное Анфемом из Траллы. В ней находится подробное указание: как поместить воду, закупорить отверстия для добытая пара, с сильным давлением, и как управлять огнем.

6 Agathias.De rebus justiuis. Париж, 1660 in fol

С. Ив-дАльвейдр также говорит, что все это было известно в глубокой древности 7.

7 Глава 4

Наши электротехники были бы удивлены, увидев, что жрецы и посвященные Египта, Греции и Рима владели молнией, как мы управляем теплом, и заставляли ее поражать то, что им заблагорассудится.

С. Ив-д Альвейдр упоминает об этом факте, говоря, что секрет этот составлял одну из важнейших, строго хранимых тайн святилища.

Из Церковной истории - Созомена(Histoire ecclesiastiqne de Sozomene, кн.9, гп.4) можно узнать об корпорации этрусских жрецов, защищавших громовыми ударами город Нарнию, осажденный Аларихом, и отстоявших его.

Тит Ливий(Кн.1,гл.31) и Плиний(Hist.nat., кн. II, гл.8 и кн.28 гл.6) описывают смерть Тулла-Гостилия, пожелавшего вызвать электрическую силу, по правилам, изложенным в рукописи Нумы, и погибшего от молнии, потому что он не предусмотрел удара отражения.

Большая часть тайн египетских жрецов служила как бы покрывалом для наук, так что посвящение в мистерии означало окончание изучения наук. Юпитеру давали название бога электричества, считая его олицетворением силы, которую можно было привлечь на землю, посредством известных обрядов и заклинаний.

В главе 4 Миссии Евреев 4 говорится, что в рукописи одного афонского монаха, Панселена, имеется описание - составленное на основании древних Ионийских авторов - объясняющее применение химии к фотографии. Факт этот обнаружился благодаря процессу Ниепса и Даггера.

4 Satnt. Yves dAlveydre Mission des Juifs

Камера-обскура, оптические аппараты, чувствительность металлических пластинок - описаны там достаточно подробно.

Химия, как теоретическая, так и практическая, была в древности более развита, чем современная.

Вот что передает Дютан (т. II гл. III):

Древним египтянам был известен способ обработки металлов, золочение, окрашивание шелка в разные цвета, выделка стекла, искусственное высиживание цыплят, добывание из растений врачебного масла, приготовление опия, пива, тростникового сахара, назы- вавшегося тростниковым медом. Они умели дистиллировать жидкости и добывать различные кислоты и щелочи.

У Плутарха 1, Геродота Сенеки 2, Квинта Курция 3,