Папюс

Первоначальные сведения по оккультизму

которая находится с ним в соприкосновении. Буддисты называют его своим Шандба, а Индусы - Карма. 1 Посвященный сознательно запутывает эти формы, а другие бессознательно упускают их. 2

Двигатель этих духовных сил есть воля. В 3-й главе 3 говорится, что способности человека безразличны по отношению к добру и злу, и проявления изменяются согласно внушениям воли. То же самое происходит и со стихийными духами. Иногда случается, что человеческие существа отказываются от собственной воли, стараясь вступить в сношения с невидимым миром, причем злотворные духи находят возможность усиливать свое слабое существование, завладевая волею людей, таких как колдуны и медиумы спиритизма.

1 См.З-ю гл.-LeSisteme de Pythagore.

2 Kout-Houmi (Sinnef, Monde occulte, стр. 170).

3 La Psychologie dePythagore.

Разница между магом и колдуном та, что первый действует сознательно, зная какой получится результат, тогда как второй ничего не знает. Главное значение имеет воля и, по словам Фабра дОливе, все предания сходятся на этом. Гиероклес говорит, что воля человека может оказывать влияние на Провидение, если сильная душа действует согласно и при помощи неба. Это входило в состав тайного учения, распространение которого было строго воспрещено. Согласно этому учению, следы которого заметны у Платона,- воля в соединении с верой, подчиняют себе необходимость, повелевают природой и производят чудеса. Она представляла принцип, на котором покоилась магия учеников Зороастра. Иисус Христос, говоривший в виде притчи, что вера может сдвинуть гору, следовал преданию теософистов и мудрецов. Правдивость сердца и вера превозмогают все препятствия, говорил Кун-Цзы. Каждый человек может быть равен мудрецам и героям, память которых чтима нациями, - говорил Менг-Цзы. Недостаточно бывает только воли, а не власти, - что сильно захочешь, то всегда удастся.

Мысли этих китайских теософов находятся в индийских письменах и у некоторых европейских писателей, о которых я уже говорил, но они изложены недостаточно научно, для того, чтобы ими можно было руководствоваться.

Чем воля сильнее, тем выше существо, - говорит Бем, - и тем сильнее воодушевление, ею вызываемое. Воля и свобода - одно и то же. 1

Магия - есть источник света, она творит вещи из ничего. Воля, твердо идущая вперед, есть вера; она создает в душе образец и подчиняет себе все; благодаря ей, душа приобретает силу, подчиняющую себе другую душу и проникающую в самые глубокие тайники мысли. Если она действует согласно с волей Бога, то может сдвигать горы, разбивать скалы, уничтожать замыслы неверных, наводя на них страх и беспорядок, производить чудеса, повелевать небом и морем и даже подчинять себе смерть, все ей подвластно и нельзя назвать ничего ей недоступного. Душа, творящая великие дела, именем Всевышнего, равна пророкам и святым. Все избранные имеют подобное могущество. Зло укрывается от них. Ничто не вредит тому, в ком находится Бог. 2

1 Fabre dOlivet Vers dores, Воля. стр. 254.

2 Jacob Boehme, вопрос 6.

Сношения с видимым миром практикуются между всеми невидимыми существами, и маги давали им имена, по которым вызывали их при надобности. Помощь их служила только для того, чтобы сосредоточить около посвященного как можно более всемирной силы и движения, посредством которых он мог получать результаты, пропорциональные силе своих психических способностей.

Мозг человека есть неистощимый источник космической силы и качеств самых утонченных, которые им извлекаются из низшей животной энергии. Усовершенствовавшийся адепт делает из себя блестящий центр всех добродетелей, из которых рождаются отношения даже будущих веков. Таков ключ таинственного могущества: замышлять и материализовать в видимом мире образы, которые его воображение создало из космической (инертной) материи.

Адепт не создает ничего нового, он только обрабатывает окружающие его материалы природы и первобытную материю, перешедшую испокон веков все виды. Ему стоит только выбирать нужное и возвратить ее к активному существованию. 1 Многим из ученых биологов это покажется бредом сумасшедшего. Соотношения невидимого с видимым достигли своих крайних пределов, благодаря чему стала известна цепь, посредством которой всякий предмет восходит к разуму, которому он обязан своей формой. На этом основано употребление известных начертаний для укрепления воли при магических операциях.

Предметы эти служат точкой опоры для воли адепта, желающего стать могучим магнитом мировой силы. Произвести какое-нибудь противоестественное действие или чудо он не может, потому что чудес не