Папюс

Первоначальные сведения по оккультизму

дающий эти выводы, - закон Тернера, а его начала - активное, пассивное и среднее.

Чтобы открыть соотношения, существующие между этими тремя фактами: образование ребенка, полутени и Меркурия, я размещаю их в таком порядке, чтобы отметить начала:

активное (плюс) пассивное (-) и среднее Отец Мать Дитя Свет Тьма Полутень Солнце Луна Меркурий Из беглого взгляда, брошенного на эту таблицу, видно, что все активные начала данных фактов находятся в колонне под знаком плюс, который ими управляет; то же самое и с пассивным и средним началами.

Все факты расположены в одинаковом порядке, по горизонтальной линии, так что, читая таблицу в вертикальном направлении, можно видеть соотношение начал между собой, а по горизонтали соотношение фактов с принципами. Из общего же вытекает главный закон.

Из этого следует вывод, что, так как все предметы, которые управляются одним законом, должны быть аналогичны, их можно заменять один другим, выбирая (при замене) управляемое тем же началом.

Из-за этого происходила неясность в понимании описания соединения фактов, по-видимому несоответствующих друг другу как в следующем примере:

Наш двуполый Меркурий, дитя бородатого Солнца и его подруги Луны.

Это отношение металла к планетам и есть применение к аналогичным изображениям.

И вот отношения их:

Тут алхимик предполагал сказать, что, если заменить солнце соответствующим ему золотом, а луну серебром, то окажется, что наш двуполый Меркурий есть дитя золота и серебра.

Пересмотрим еще раз предшествующую главу об алхимии, и нам будет все совершенно ясно.

Таким образом, и другие фразы, непонятные профану, ясны понимающему соотношения.

Алхимик никогда не скажет: превратить твердое в жидкость, но - превратить землю (твердое) в воду (жидкое).

Невежды, понимая выражение алхимиков буквально: ты превратишь воду в землю и отделишь землю от огня - разорялись, производя такого рода бессмысленные опыты. Это обстоятельство немало способствовало явившемуся недоверию к оккультизму.

Есть много ученых, утверждающих, что наука древних обнимала только изучение четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня. Это те люди, которые находят герметические книги очень неясными.

Если поймешь употребление аналогического метода, то поймешь важность таблиц, указывающих соотношения между разными предметами. Эти соотношения приносили громадную пользу в применении на практике некоторых древних наук, как то: магии и астрологии. Существует такое предубеждение против этих наук, что необходимо небольшое объяснение.

О Магии.

Магией называется практическое применение психических способностей, приобретенных при прохождении различных степеней посвящения.

Древние ученые, доискиваясь проявления во всем жизненной силы, заметили также влияние, производимое волей.

Поэтому развитие воли должно быть главной целью человека, желающего управлять силами природы.

Так стало быть можно управлять этими силами? Спросите вы.

Конечно. Но так как это в высшей степени оскорбляет установившиеся понятия, то я буду излагать нижеследующее, как курьезы, не ратуя ни за них, ни против.

Мир, воспринимаемый чувствами, проникнут повсюду другим миром, не поддающимся ощущениям, - чисто духовным, так что мир видимый является двойником другого мира - невидимого. Невидимый мир населен существами духовными, насчитывающими несколько разрядов. Некоторые из духов, нечувствительны ни к добру, ни к злу и могут сделаться орудиями того или другого; они известны под названием элементалов.

Другие - жизненные останки людей не вполне развитых, воли испорченной и самоубийственной, - обозначены наименованием ларвов. Они управляются одним побуждением - ненасытным желанием.

Вдобавок невидимый мир населяется нашими мыслями, действующими как настоящие существа.

Всякая человеческая мысль переходит, в минуту ее развития, в мир внешний, где делается существом активным, благодаря ассоциации, так что можно ее себе представить слившеюся с элементалом, т.е. с полуразумной силой природы. Она переживает, как создание активно-разумное, творение, созданное умом, более или менее продолжительное время, согласно силе напряженности мозга, давшего ей начало. Таким образом, хорошая мысль увековечена, как сила активно-доброжелательная; а дурная - как злотворный демон. Следовательно, человек непрерывно населяет путь, проходимый им в мировом пространстве, множеством образов, представляющих детищ его фантазий, желаний, стремлений и страстей. Этот ток воздействует, пропорционально своей динамической напряженности,

на всякую чувствительную или нервную организацию,