Папюс

Первоначальные сведения по оккультизму

Часть автоматическая - продолжающая действовать как во время сна, так и бодрствования: это собственно Организм.

II. Другая часть - разумная, проявляющаяся только во время бодрствования; то, что мы называем Духом и Сознанием.

Область организма, по-видимому, отмежевана так же хорошо, как и область духа. Но что происходит в нем?

Все, что зависит от духа: члены, лицо и его органы, голос, общая восприимчивость, все, как мы знаем, отдыхает; но все это окружает сущность человека. Внутри туловища, в трех отделах, его составляющих: животе, груди и голове, продолжаются явления автоматического движения человеческой машины. Как все машины, организм человека имеет движимые органы, двигательную силу и центр обновления и сбережения этой силы.

Если взять для примера предмет грубо материальный - локомотив, то мы в нем найдем стальные органы, движимые паром, выделяемым необходимой для этого теплотой.

В человеческом организме находятся также особого устройства органы, движимые нервной силой, передаваемой большим симпатическим нервом. Эта сила, наравне с жизненной силой каждой клеточки, составляющей органы, поддерживается кровеносным течением артерий.

Следовательно, органы, центр движения разных сил, нервная двигательная сила и кровеносная жизненная сила - составляют необходимые основания человеческой машины в действии.

Но вот человек просыпается, и к прежнему прибавляется еще что-то.

Отдыхавшие члены движутся, лицо оживляется, глаза открываются: лежавшее человеческое существо встает и говорит, является новая жизнь, в то время как органическая продолжает механически свое дело.

Появляющееся значительно разнится от прежнего.

Мы находим в нем три начала: то, которое все поддерживает - тело физическое, то, которое все оживляет и двигает, составляя два полюса одного и того же начала, - душа и, наконец, то, что всем управляет,

- дух. Физическое тело, душа или формирующее начало, представляющее два полюса, и способность сознательная - вот три главные составные части человеческого существа.

Если принять, что формирующее -начало двойственно, то можно сказать, что человек состоит из трех органических начал: поддерживающего, оживляющего и двигающего, то есть: тела физического, тела астрального и существа психического, составленных и собранных воедино началом сознательным - тем, которое управляет, - духом.

Вот пример того, что называется троичностью в единстве, или триединство оккультизма.

Три начала.

Человеческое существо состоит из трех начал: тела физического, начала формирующего, или души и сознательной способности; эта последняя заключает в себе предыдущие отделы и объединяет тройственность организма 1.

Вспомним, что оккультисты всех времен и школ сходились на этом главном делении на три начала. Между тем, анализ этих начал, изучение их физических действий страстных или разумных, их ограничение анатомическое или психологическое, создало различные учения о подразделениях, впрочем, чисто анатомических. Но неизменное основание современного эзотеризма - это положение о трех началах 2.

1 В человеке заключается тройственность, так же как и в Боге. Человек един лично, но тройствен по сущности; он содержит в себе дух Божий или душу, звездный дух и тело. (Paracelse, XVI-го века)

2 Закон всех этих подразделений был предложен на математических основаниях Эне Вронским в 1800 г. под именем Закона Творчества.

Единое сначала проявляется в тернере (как в нашем первом анализе человеческого существа).

Из этих первых элементов происходят четыре второстепенных основание (3 плюс 4 = 7), что дает семь, число оснований, получаемых от первого анализа.

Но Вронский идет гораздо дальше, он определяет три новые элемента, полученные от действия элементов положительных и отрицательных и обратно, что доводит число терминов до десяти (десять Сефиротов Каббалы).

Приводя эти термины к единице, получим полный ряд Вронского, автора, давшего в XIX веке наиболее полный синтез.

Физическое тело - поддерживает все элементы, составляющие воплощенного человека. Желудок представляет центр его деятельности.

Астральное тело - одушевляет все части, составляющие воплощение человека; оно имеет центр деятельности в груди и представляет связующее начало человеческого существа.

Психическое существо - приводит в движение все, что составляет воплощенного человека, за исключением элементов, находящихся в зависимости от духа. Центр деятельности его находится в нижней части затылка 1.

Дух, соединяя в себе три предшествующие начала, управляет, освещенный разумом и при помощи воли, всем организмом.