Мохаммед Закария Гонейм

Потерянная пирамида

шахту площадью около 7 квадрат- ных метров и глубиной в 27,45 метра. На дне се и была по- строена усыпальница из гранитных плит, доставленных из Ас- суана в Верхнем Египте. В потолке усыпальницы оставили отверстие, чтобы через него можно было внести мумию. Позд- нее, это отверстие закрыли массивной гранитной плитой ве- сом в три с половиной тонны.

Вход в шахту начинался далеко за пределами пирамиды, из узкой траншеи, расположенной к северу от нее. Он вел глубоко вниз под пирамиду и обрывался в колодце. Впослед- ствии этот ход, а также самый колодец, начиная от гранитной крыши, засыпали щебнем.

Однако большой центральный колодец был только центром настоящего подземного лабиринта галерей, ответвляющихся от него на запад, юг и восток. Стены некоторых галерей по- крывали синие изразцы, имитирующие тростниковые цинов- ки, которые, по-видимому, играли во дворце фараона роль перегородок. Все эти галереи с их неожиданными поворотами и тупиками напоминают огромную, высеченную в скале кро- личью нору. Они ведут к многочисленным кладовым, где были обнаружены тысячи каменных ваз и кувшинов превос- ходной работы, выточенных из порфировых глыб, а иной раз и из алебастра. На некоторых сосудах начертаны имена Джо- сера или его предшественников.

В Древнем Египте богатство измерялось не деньгами, по- скольку денежного обращения еще не существовало, а маслом, зерном, другими продуктами, а также золотом и драго- ценными камнями. Золото и драгоценности исчезли, украден- ные грабителями могил тысячелетия назад, однако сохранив- шаяся коллекция бесчисленных каменных сосудов достаточ- но красноречиво свидетельствует о могуществе фараона, рас- поряжавшегося всеми богатствами объединенного Египта.

Вдоль восточной стороны первоначальной мастабы Имхо- теп вырыл несколько шахт глубиной более тридцати метров. Каждая из них заканчивается длинной горизонтальной гале- реей, идущей с востока на запад; по-видимому, они предна- значались для усыпальниц и хранения погребальной утвари жены и других родственников фараона. В некоторых галереях археологи Фёрс и Квибелл обнаружили алебастровые сарко- фаги или пьедесталы, на которых некогда стояли другие саркофаги. Однако все они были разграблены.

Затем Имхотеп решил включить восточные галереи в ком- плекс самой пирамиды. По-видимому, для этого он и рас- ширил основание мастабы в восточном направлении. Но в та- ком виде все здание, относительно низкое, скрывалось за внешней стеной, достигавшей высоты девяти с лишним мет- ров, Тогда-то, очевидно, гениальная фантазия Имхотепа и побудила его увенчать мастабу рядом уменьшающихся к вершине ступеней или террас, которые были бы видны изда- лека и возвышались над окружающей местностью точно так же, как Джосер при жизни возвышался над всем своим цар- ством.

Здесь нелишне будет рассмотреть некоторые теории, вы- двинутые для объяснения пирамидальной формы гигантских гробниц фараонов. Почему была избрана именно эта форма? Не было ли превращение мастабы в ступенчатую пирамиду случайным? Или, может быть, наоборот, пирамида имела ка- кое-то религиозное значение? По этому поводу высказывалось немало остроумных соображений.

Так, например, американский ученый, профессор Д. Г. Брэс- тед утверждает:

«Пирамидальная форма гробниц фараонов имеет глубоко священное значение. Фараона погребали под символом сол- нечного бога, который хранился среди святая святых храма Солнца в Гелиополе... Когда увеличенная до гигантских раз- меров пирамида вздымалась над усыпальницей фараона, воз- вышаясь над его городом и над всей долиной на много миль вокруг, она становилась самой высокой вершиной, первой встречавшей солнце во всей стране. Утренние лучи озаряли сверкающую верхушку пирамиды задолго до того, как сол- нечный свет рассеивал сумрак у ее подножия, в котором еще пребывали простые смертные» [J. H. Breasted. The Development of Religion and Thought in Ancient Egypt. New York, 1912, p. 72.].

Теория возвышенная и захватывающая. Однако насколько она справедлива? Пирамида, как утверждает Брэстед, была копией хранившегося в храме религиозного символа бога Солнца. Но отсюда следует, что и самый этот символ должен был иметь пирамидальную форму.

Интересное соображение приводит Эдварде в своей пре- восходной книге «Египетские пирамиды». Он пишет:

«Поздним вечером в облачный зимний день в Гизе иногда можно наблюдать поразительное зрелище. Если встать на пути к Саккара и поглядеть на запад, в сторону плато, где расположены пирамиды, иной раз можно увидеть, как солнеч- ные лучи, прорываясь через просвет