Мохаммед Закария Гонейм

Потерянная пирамида

пирамида, первое в мире сооружение из кам- ня, до сих пор оставляет незабываемое и, пожалуй, даже бо- лее сильное впечатление, чем позднейшие, всем известные пирамиды Хефрена и Хуфу.

Здесь мы подходим к самым истокам архитектуры—ведь это была первая попытка человека создать монументальное сооружение из камня! Даже сегодня, после того как поколе- ния грабителей растащили великолепную каменную облицов- ку, стесав и разрушив острые грани ступеней, величественная гробница Джосера продолжает волновать душу. И не только самая пирамида! Не менее прекрасен чудесный ансамбль дворцов и зданий, который некогда ее окружал.

Поскольку найденная мною пирамида относится к тому же типу и возможно, что она была построена кем-либо из рода фараона Джосера, я хотел бы конец главы посвятить расска- зу о том, как и для чего воздвигались подобные здания.

С самых отдаленных времен древние египтяне весьма забо- тились о благополучии своих мертвецов на том свете. Все, конечно, слышали о египетском обычае мумифицировать тела умерших, но еще задолго до того, как египтяне научились бальзамировать трупы, они уже хоронили своих знатных лю- дей с великой пышностью, снабжая их утварью, оружием, украшениями, пищей и вообще всем, что, по их мнению, мо- гло понадобиться покойному в загробной жизни.

Таким образом, религия египтян заботилась не только о живых, но и о мертвых. Считалось, что после смерти человек продолжает жить почти так же, как на земле. Поэтому важно было сохранить его тело от тления. Кроме того, мертвецу не- обходимо было пройти через определенный ритуал, чтобы предстать перед богами и духами подземного царства. Следо- вательно, нужно было предохранить не только тело покойного, но и уберечь от воздействий климата и от разграбления по- гребальную утварь. Эти требования и обусловили особенно- сти надгробной архитектуры.

В соответствии с ними усыпальницы строили все глубже и глубже, придумывая всяческие ухищрения, чтобы как можно надежнее закрыть вход в нее и во внешние галереи. Одновре- менно, для того чтобы родственники и жрецы могли возносить молитвы по умершим, в непосредственной близости от гроб- ниц строились жертвенники. Их располагали рядом с погре- бальной стелой или неподалеку от ложной двери, через кото- рую Ка [К а—по верованиям древних египтян, незримый двойник, дух, рож- дающийся вместе с человеком и охраняющий его после смерти в загробном мире.— Прим. ред.], или двойник покойного, выходил, чтобы принять жертвоприношения.

Я уже говорил об огромных мастабах фараонов Первой династии, построенных из кирпича-сырца, где большой цент- ральный зал был окружен рядом меньших комнат. Позднее этот тип гробниц уступил место другому, в котором усыпаль- ница и прилегающие покои вырубались уже в самой скале под землей и сообщались с поверхностью через глубокую шахту. Наземная часть гробницы представляла собой прямо- угольное сооружение из кирпича-сырца, а впоследствии из камня. В нем была небольшая, окруженная стенами комната, так называемый серда б, где хранилось изваяние покой- ного, служившее вместилищем для его Ка. По-видимому, египтяне верили, что Ка умершего, воплощенное в статую, имеющую с ним портретное сходство, способно жить в сер- дабе и принимать пищу, которую ему приносили в жертву пе- ред гробницей или в прилегающей комнате. Для этого и устраивалась «ложная дверь»: через нее дух умершего должен был принимать жертвоприношения.

Мы называем подобные гробницы мастабами. Это араб- ское слово означает буквально «скамья». Называются они так потому, что весьма напоминают глинобитные скамьи, какие можно часто видеть перед домами египетских крестьян.

Ступенчатая пирамида Джосера сначала тоже представля- ла собой обыкновенную каменную мастабу. В своем развитии она прошла пять стадий.

Сначала архитектор фараона выстроил большую мастабу, довольно сходную с аналогичной гробницей, воздвигнутой для Джосера в Бет-Халлафе, в Верхнем Египте. Но если та мастаба была из необожженного кирпича, продолговатая, то мастабу в Саккара сделали уже квадратной и состояла она из каменных блоков. За время правления Джосера каменную мастабу расширили во все четыре стороны, но, поскольку пристройку сделали ниже, образовалось как бы две ступени [Следует напомнить, что все подобные гробницы строились при жизни фараонов, а не после их смерти.].

Затем архитектор еще раз изменил свои планы и сделал гробницу продолговатой. Но, по-видимому, это не удовлетво- рило его господина или его самого, потому что он в четвер- тый раз расширил постройку, а затем сделал нечто такое,