Мохаммед Закария Гонейм

Потерянная пирамида

изучать. Да, сомнений больше не оставалось—это было имя «нового» фараона!

В виде примера того, как кусочек высохшей глины может бросить луч све- та во мрак ранней истории Египта, я должен сказать, что в Вади-Магара в Синае существует высеченная на скале надпись с именем, которое до сих пор чи- талось Семерхет. Это имя фараона Первой династии. Однако надпись не совсем разборчива, и вполне возможно, что это имя не Семерхет а, а Сехемхет а, фараона Третьей династии. Тот факт, что рядом имеется аналогич- ная надпись с именем Джосера, сразу приобретает немало- важное значение. Впрочем, на этом моменте я остановлюсь подробнее в заключительной главе книги.

Найденный мною хрупкий обломок истины непосвящен- ному человеку может показаться не стоящим внимания. Но пусть читатель попробует взглянуть на него с иной точки зрения. Египтология похожа на огромный запутанный пась- янс, который раскладывает множество игроков. Открытие

имени неизвестного фараона важно и интересно, однако на первых порах оно имеет значение лишь еще одной карты, которую можно, и то не сразу, приложить к какой-то части пасьянса. Но, может быть, когда-нибудь другой археолог нашего или будущего поколения сумеет отыскать решающий ход, и тогда пасьянс сойдется. Именно это, а не охота за со- кровищами, является главной задачей египтолога. Мысль, что он хотя бы в самой малой степени помог обогатить наши знания истории человечества, служит ему наивысшей на- градой.

Стела Сехемхета (?) из Вади Магара на Синайском полуострове

На расстоянии тридцати одного метра от входа в подзе- мелье, в западной стене главной галереи, на высоте одного метра от ее пола, мы обнаружили маленький проход шириной всего один метр сорок два сантиметра. За ним шел низкий боковой коридор длиной в пять метров тридцать сантиметров. Он привел нас к Т-образной галерее, в которой было сто два- дцать складов или кладовок. Средний ход Т-образной гале- реи (смотри план) оказался длиной в сорок два метра десять сантиметров при ширине около полутора метров. Горизон- тальный коридор, идущий с севера на юг, имеет в длину около двухсот метров при ширине несколько более полутора метров. Кладовки высечены по обеим сторонам горизонталь- ного коридора в виде ответвлений, расположенных как бы в шахматном порядке. Это было сделано для того, чтобы скальный массив сохранил свою прочность и кровля всего комплекса не обрушилась. .С обеих сторон коридора ответ- вления следуют через равные промежутки и имеют примерно одинаковые размеры.

Это подземное хранилище любопытнейшим образом на- поминает галереи под знаменитой «многослойной» пирамидой

в Завиет-эль-Эриане. Только там кладовки высечены в од- ной стене галереи, а тут—в обеих, в шахматном по- рядке.

В начале бокового коридора, ведущего от входной гале- реи, мы нашли несколько каменных и глиняных сосудов. Самое же хранилище со всеми его ответвлениями на две трети высоты завалено щебнем, представляющим осколки вырубленной породы, оставленной здесь древними строите- лями, Возможно, что, когда мы уберем этот щебень, под ним окажется еще немало интересного.

За шахтой главная галерея продолжала уходить все глубже под пирамиду. Ее частично загромождали обломки камня, оторвавшиеся от потолка и стен галереи. Когда-то, почти пять тысяч лет назад, это была грубо вырубленная прямоугольная в сечении галерея с наклонным полом и свод- чатым потолком, имеющим такой же угол наклона. Но с тех пор пролетели столетия и столетия. Камни обрушились сверху и с боков. То, что предстало перед нами, сейчас больше походит на естественный ход в известняковой пещере где- нибудь в Пиренеях или в меловых холмах Центральной Франции.

Большая часть скального массива здесь была в очень скверном состоянии. Он весь изрезан продольными трещи- нами, в них гнездятся кристаллики гипса, поблескивающие при свете наших ламп. Спускаться по такому ходу можно только с величайшими предосторожностями, и я искренне благодарен моим опытным помощникам из Коптоса, которые по мере продвижения вглубь укрепляли потолок и стены ка- менными подпорками с деревянными перекрытиями, так что галерея становилась похожей на рудничный штрек.

Май 1954 года подходил к концу. Обычно «сезон» раско- пок заканчивается в апреле, потому что позднее жара делает работу археологов слишком трудной и мало эффективной. Кроме того, не менее полугода все равно необходимо посвя- щать обработке и изучению добытых материалов. Но в дан- ном случае наше любопытство было так велико, что мы ре- шили обязательно добраться до конца галереи и узнать, куда