Мохаммед Закария Гонейм

Потерянная пирамида

до сих пор неясно. Самым странным из них является южная гробница, кратко описанная в первой главе. Здесь я хочу по- говорить о ней подробнее, потому что это поможет нам про- лить свет на тайну пустого саркофага под вновь открытой пирамидой.

Никто не знает, для чего служила южная гробница—су- ществует лишь ряд предположений. Она представляет собой глубокий, высеченный в скале колодец, точно таких же разме- ров, как шахта под пирамидой Джосера. В него ведет бо- ковой наклонный ход. На дне колодца выстроена комната из розового гранита, такая же, как в пирамиде Джосера. И за- пирается она точно таким же образом, при помощи огромной гранитной глыбы, опускаемой в отверстие, проделанное в пло- ской кровле. Непосредственно над усыпальницей располо- жена вторая комната, очевидно для хранения гранитной глыбы до погребения. Здесь до сих пор остались тяжелые бревна, вделанные горизонтально в стены поперек комнаты; через них перекинута веревка, служившая для подъема и опу- скания гранитной глыбы. Кровля этой верхней комнаты вы- держивала на себе всю тяжесть щебня, которым колодец был заполнен доверху. А над ним была сооружена каменная мастаба, вытянутая с востока на запад. Большая часть ее на- ходилась внутри большой ограды.

Особенности южной гробницы заключаются в следующем: гранитная усыпальница, площадь которой немногим более 1,5 метра, слишком мала, чтобы здесь можно было положить тело нормального человека иначе как в согнутом виде, что весьма необычно для царских гробниц того периода. Однако «гробница» несомненно принадлежала Джосеру. Ближайшие к востоку от усыпальницы галереи сохранили начертания его имени, а в одной из них обнаружены три стелы, изображаю- щие фараона во время религиозных церемоний. Среди них, в частности, есть изображение фараона, очевидно во время «ритуального бега», описанного в первой главе. Все эти стелы, по-видимому, имеют отношение к «Празднеству Сед».

На южной стеле фараон стоит, как обычно, лицом к югу. На нем высокая корона Верхнего Египта. К подбородку под- вязана ремешками большая искусственная борода. На перед- ней части короны рамка—«серех» (картуш) с именем фа- раона: Ноферерхет. Над ним парит сокол-хранитель с сим- волом жизни «анх» в когтях.

На средней стеле фараон изображен в короне Нижнего Египта, в такой же одежде и с оружием.

На северной стеле он снова в короне Верхнего Египта, но без туники, а только в одном переднике. Почти обнаженный фараон здесь бежит или пляшет, держа в правой руке много- хвостую плеть, символ Нижнего Египта.

Надписи на стелах трудно расшифровать, однако многие их знаки постоянно встречаются в сценах, изображающих «Празднество Сед».

Аналогичные сцены украшают стены покоев под самой-пи- рамидой Джосера.

Вот что пишет об этой странной южной гробнице Квибелл: «Трудно поверить, что эта комната вообще предназнача- лась для погребения человеческого тела. В нее еще можно с трудом просунуть труп сквозь отверстие в кровле, но уло- жить его во всю длину на полу совершенно немыслимо: для этого комната слишком мала.

...Очевидно, у Джосера была какая-то вещь, которую нельзя хоронить в самой пирамиде. Одновременно это было нечто настолько драгоценное, что заслуживало отдельной рос- кошной гробницы. Но что это? Его плацента? Его сердце, пе- чень и прочее обычное содержимое каноп? Или что- нибудь еще, совершенно неожиданное?» (Вы- делено мною.— 3. Г.) [С. М. Firth and Y.E.Quibell. The Step Pyramid, Cairo, 1933, p. 57.].

Мысль о том, что эта гробница предназначалась для цар- ской плаценты, весьма любопытна. Плацента фараона в пред- ставлении древних египтян всегда была связана с его Ка. Г. Фрэнкфорт в своей выдающейся работе «Царская власть и боги» пишет следующее:

«Ка фараона—это единственное Ка, всегда упоминаемое в надписях на памятниках. Оно рождается вместе с фарао- ном, как его двойник; оно сопутствует ему, как гений-храни- тель в жизни; оно играет роль его двойника и защитника после смерти. Ка фараона носит характер его жизненной силы... Однако оно всегда тесно связано с определенной личностью, 1. чего никогда не наблюдается в отношении простых людей... По-видимому, каждый фараон рассматривался как своего рода двойник; однако «близнец» фараона считался мертворожден- ным, который сразу же переходил в потусторонний мир, ибо он был плацентой, последом, детским местом фараона» [H. Frankforth. Kingship and the Gods, Chicago, 1948, p. 69—70.].

Обычай хоронить плаценту вождя сохранялся до недавних пор в Уганде. К. Д. Зелигман и М. А. Мюррей в своих статьях, опубликованных в журнале