Мохаммед Закария Гонейм

Потерянная пирамида

приезжали со своими магнитофонами, и свежие репортажи о раскопках ежедневно транслировались по радио на всевоз- можных языках. Большинство этих радиорепортеров интере- совалось главным образом новыми открытиями, зато египет- ское правительственное радио регулярно сообщало о всех эта- пах раскопок. Кроме того, Британская радиокорпорация при- слала в помощь своему постоянному представителю Бернарду Форбсу одного из наиболее выдающихся писателей-очеркистов Леонарда Котрелла, который провел со мной целый месяц и подготовил полный отчет-репортаж о нашей работе. Он был передан одновременно по местному английскому радиовеща- нию и на коротких волнах для многих стран Британского Со- дружества Наций. Так велик в наши дни интерес широких кругов слушателей к открытиям египтологов. То же самое можно сказать о телевидении и кинохронике. На данном этапе нашей работы я был твердо уверен, что в саркофаге находится мумия. Многие выдающиеся египто- логи придерживались того же мнения. Посмотрим, что нам было известно в то время,

Перед нами была недостроенная пирамида. Судя по болев поздним погребениям, никто ее не трогал, а возможно, и не подозревал о ее существовании по крайней мере в течение последних трех тысяч лет. Вход в нее был закрыт массивной стеной сухой кладки, которой также никто не касался с того самого дня, когда она была возведена. Внутри пирамиды входная галерея оказалась замурованной еще в двух местах, и обе эти внутренние стены тоже остались целыми. В центре пирамиды мы нашли незаконченную усыпальницу. Проникнуть в нее можно только через входную галерею, замурованную тремя стенами. В усыпальнице стоит саркофаг. Судя по его форме и отделке, он изготовлен во времена Третьей династии, то есть одновременно с самой пирамидой. Этот саркофаг за- крыт опускающейся панелью, пазы ее накрепко зацементиро- ваны. Отсюда единственно логичный вывод: в саркофаге на- ходится мумия, и, вероятнее всего, это мумия того самого фараона, для которого строилась пирамида. Имя этого фа- раона мы недавно узнали.

Вначале меня по-настоящему смущала находка останков животных и папирусов Саисской эпохи в горловине вертикаль- ной шахты, находка, датируемая примерно на две тысячи лет позднее предполагаемого времени постройки пирамиды. Од- нако колодец с этими погребениями проникал в шахту совсем неглубоко и остаток завала оказался нетронутым. Отсюда я заключил, что если современники саисских правителей и знали о существовании пирамиды, внутрь ее они все равно не проникли.

Кое-кто выдвигал в те дни еще одно возражение. Эти люди, впрочем весьма немногочисленные, говорили, что в саркофаге, возможно, находится так называемое «постороннее погребе- ние», то есть погребение, внесенное в пирамиду позднее ее по- дстройки. Известно, что древние египтяне не стеснялись при случае захватывать гробницы своих предшественников — мы нзнаем немало примеров таких «посторонних погребений». Ho все фактические данные опровергали эту теорию.

Прежде всего—сам саркофаг. Сравнивая его с саркофа- гами из пирамиды Джосера, я уже говорил, что он по типу относится к саркофагам Третьей династии. И было еще одно Be менее веское доказательство, позволяющее отбросить до- гадку о «постороннем погребении». Когда древние египтяне захватывали чужую гробницу, они прежде всего зажигали в усыпальнице костер, чтобы изгнать дух старого владельца. Я сам, да и многие другие археологи не раз находили следы подобных ритуальных пожарищ.

В усыпальницу вновь найденной пирамиды явно никто не проникал с того дня, как ее замуровали строители. Стены так и остались грубо высеченными, незавершенными, со всеми знаками и линиями уровня, нанесенными каменотесами древ- ности. На них нет никаких следов копоти, которые обязательно сохранились бы, если бы гробница была использована для более позднего погребения.

Итак, рассмотрев и взвесив самым тщательным образом всевозможные теории об ограблении, захвате и т.п., я отбро- сил их все и остался с единственно возможным заключением: саркофаг цел, и в нем почти наверняка покоится мумия.

Ведь, кроме всего прочего, было еще одно веское доказа- тельство — погребальный венок! Очевидно, те, кто хоронил фараона, возложили этот прощальный дар на его саркофаг, когда все обряды были совершены. Точно так же плакаль- щики, провожавшие через тринадцать столетий гроб Ту- танхамона, оставили в его усыпальнице венки из цветов и ветвей.

В этот критический период, когда журналисты осаждали меня, требуя исчерпывающих ответов на самые сложные и запутанные вопросы, мне на помощь пришли выдающиеся