Мохаммед Закария Гонейм

Потерянная пирамида

был совершенно чист от посторонних примесей, зачастую сильно искажающих результаты анализа.

Не так давно этот метод применили для определения вре- мени существования доисторического поселения, обнаружен- ного во Франции в пещере Ласко. Для анализа взяли углерод из соответствующего слоя. Возраст его был определен в 15510 лет, плюс-минус 900 лет.

Вот еще несколько результатов анализа образцов дерева из древнеегипетских гробниц.

Материал Источник Датировка Радиоуглерод

Древесина акации Пирамида Джосера 4650 3979плюс-350 лет

Кипарисовое дерево Гробница Снофру 4575 4802плюс-210 лет

Дерево балок от кровли Гробница сановника Хемака 4900 4883плюс-200

Как видим, результаты анализа довольно точно совпадают с общепринятой хронологией. Единственное исключение со- ставляют образцы, взятые из гробницы Джосера.

Я решил подвергнуть кусочки погребального венка анализу по методу радиоактивного углерода, чтобы убедиться, совпа- дает ли результат анализа с приблизительно определенным мною возрастом пирамиды. Если да, то это будет означать, что венок возложен на саркофаг в то время, когда его впервые установили в усыпальнице. Если нет,— значит позднее.

В то же время я послал для химического анализа доктору Заки Искандеру из Департамента древностей образцы скреп- ляющих растворов, которыми был запечатан и почин-ен сарко- фаг, а также куски известки с внешней ограды. Вот вкратце его ответ:

1. Штукатурка с лицевой стороны сарко- фага. Очень белая. Использована для склеивания отбитых кусков. Очень плотная. С виду похожа на искусствен- ную шпаклевку. Пробы показали, что это размельченный в

порошок фосфат кальция в чистом виде со следами сульфата кальция, смешанный с клеем, игравшим роль скрепляющего вещества.

2. Розоватая штукатурка, которой загла- жены неровности саркофага. Это обыкновенная гипсовая штукатурка с небольшими примесями карбоната кальция, фосфата кальция, кремнезема, окиси железа и алю- миния.

3. Штукатурка с недостроенной северной ограды. В основном состоит из размельченного известняка с примесью какого-то скрепляющего вещества, количество ко- торого слишком незначительно, чтобы его можно было опре- делить.

17 июня в пирамиду впервые были допущены представи- тели печати. Задолго до девяти часов утра внизу в долине за- сверкали автомашины с журналистами, фотографами и радио- репортерами. Одна за другой они сворачивали с дороги и начинали взбираться по крутому каменистому подъему к не- крополю.

В десять часов тридцать минут вокруг глубокого прямо- угольного колодца, от которого начиналась входная галерея, собралось более ста человек: здесь были мужчины и жен- щины, египтяне и американцы, англичане и французы, италь- янцы и сирийцы. Одни держали в руках фотоаппараты, дру- гие — магнитофоны, третьи — катушки с кабелем. Стены ко- лодца повторяли громкое эхо их голосов. Все толпились у железной решетки, охраняемой улыбающимися солдатами суданцами.

Я спустился в пирамиду вместе с Хофни и Гуссейном, за- тем дал знак впустить первую партию. Сначала было решено впускать одновременно не более десяти человек, но вскоре выяснилось, что журналисты не торопятся покинуть пирамиду и что если мы будем придерживаться нашего первоначального плана, нам не хватит дня, чтобы показать усыпальницу всем собравшимся. Пока отдельные посетители выбирались на- ружу, навстречу им по крутому спуску входило в пирамиду гораздо большее число людей, так что вскоре в усыпальнице собралась целая толпа. С разрешения одного моего друга я привожу здесь отрывок из его письма, где он описывает эту сцену.

«Когда я впервые вошел в усыпальницу, там толпилось по крайней мере человек шестьдесят... В середине комнаты на полу стоял саркофаг, гладкая прямоугольная глыба але- бастра с необычайно красивыми тонкими прожилками, цвет которых менялся от золотистого до розового. Вокруг этой пре- красной и одинокой глыбы теснились журналисты с мокрыми от пота лицами. Здесь на глубине сорока метров под поверх- ностью пустыни было необычайно жарко.

Одни склонялись над саркофагом, другие пытались загля- нуть под него, третьи отходили в галереи, ведущие из усыпаль- ницы в четырех направлениях, и оттуда нацеливались на сар- кофаг объективами. Беспрерывно вспыхивали мощные лампы, жужжали киноаппараты, и слышалась французская, англий- ская и арабская речь. Настоящее вавилонское столпотво- рение!..

Гонейм в своей куртке цвета хаки и в тропическом шлеме стоял у торца саркофага и что-то говорил,