Мохаммед Закария Гонейм

Потерянная пирамида

над Саккара. Однако здесь же находятся и другие царские гробницы, при- чем некоторые из них еще древнее ступенчатого великана.

Самыми ранними считаются большие мастабы, гробницы Первой династии. Профессор Уолтер Б. Эмери недавно отко- пал их на севере Саккара. Это крупные прямоугольные со- оружения из кирпича-сырца. В центре каждой мастабы распо- ложена усыпальница, а вокруг нее—множество маленьких комнат, где хранилась пища для загробной жизни покойника. Древние египтяне верили, что после смерти умерший будет жить в самой гробнице или возле нее, а потому гробницы были как бы моделями царских дворцов. Похоже на то, что усопшего монарха сопровождали даже рабы и дворцовые слуги. Во всяком случае Эмери обнаружил вокруг отдельных гробниц множество скромных погребений, в каждом из кото- рых лежали человеческие сЬелеты. Этот варварский обычай, пережиток тех времен, когда египтяне еще не были цивили- зованным народом, по-видимому, вскоре исчез, потому что уже в последующий период вместо слуг начали хоронить ма- ленькие статуэтки, так называемые «ушебти», или «ответ- чики», которые силой магии наделялись способностями на-, стоящих слуг.

В Саккара было обнаружено немало гробниц Первой ди- настии. На некоторых сохранились имена фараонов Гораха, Джера, Уаджи, Удему и Ка-а. Много лет назад Флиндерс Петри обнаружил гробницы с именами этих же фараонов в Верхнем Египте, в Абидосе. Поэтому до сих пор неизвестно, где же в действительности они погребены — в Абидосе или в Саккара. Следует, однако, сказать, что в тот период фарао- ны обычно имели по две гробницы—одну на севере, другую на юге, что символизировало их двойную власть над Нижним и Верхним Египтом. Профессор Эмери полагает, что по-на- стоящему фараонов Первой династии хоронили в Саккара, а в Абидосе оставались только их кенотафы. [Кенотаф— ложное, символическое погребение.— Прим. перев.]

Все эти усыпальницы еще в древности были разграблены, как и большинство египетских погребений. Удалось отыскать только каменные сосуды, остатки погребальной утвари, да еще кусочки золотых листьев, которыми были покрыты стены центральной комнаты. Сами глиняные стены мастаб хранят следы высокой температуры: по-видимому, когда-то содержи- мое этих комнат было сожжено либо врагами покойных фа- раонов, либо теми, кто захватил их гробницы позднее и хотел изгнать таким образом дух умершего, чтобы воспользоваться его усыпальницей для своего собственного погребения. В Древнем Египте это делалось довольно часто.

Далее в хронологическом порядке идут гробницы Второй династии, расположенные к юго-западу от ограды пирамиды Джосера. От них остались только подземные покои. Наземные сооружения были полностью разрушены, по-видимому, фарао- ном Унасом в то время, когда он строил свой погребальный храм. Цементные печати, найденные в подземных галереях, сохранили нам имена двух фараонов Второй династии—Ни- нофера и Ранеба, однако от их мумий и погребальной утвари не осталось ничего. Вместо этого много позднее подземные галереи были заполнены сотнями других мумий, большая часть которых до сих пор еще не извлечена. За три тысячи лет, пока в некрополе продолжали хоронить умерших, раз- грабленные древние гробницы использовались для новых по- гребений неоднократно.

До начала Третьей династии в строительстве по-прежнему преобладает кирпич-сырец. Лишь иногда центральные покои облицовывались камнем, как, например, в гробнице Хасехе- муи в Абидосе. Затем произошел один из тех революционных переворотов, которые лишь время от времени случаются в истории развития человека и неизмеримо увеличивают его силы, позволяя за какие-нибудь несколько лет изменить весь окружающий мир. Такими вехами в развитии цивилизации было, например, изобретение колеса и паруса, а в данном слу- чае—изобретение каменной кладки.

По традиции честь этого великого открытия приписывается Имхотепу, главному архитектору фараона Джосера, предпо- лагаемого основателя Третьей династии [Последнее не доказано. Папирус Весткар, в частности, первым пра- вителем Третьей династии называет фараона Небка.]. В то время объеди- нение Верхнего и Нижнего Египта было уже завершено, и фараоны, упрочив свою власть, правили всей страной из Мем- фиса. Египтяне обожествили Имхотепа, и все писцы позднее совершали возлияния в его честь, прежде чем приступить к какой-либо работе. Ему приписывают целый ряд изречений, ставших бессмертными. Когда в Египет пришли греки, они отождествили Имхотепа со своим богом медицины Эскулапом.

Несомненно, это был человек титанических способностей. Его ступенчатая