Мохаммед Закария Гонейм

Потерянная пирамида

впервые столкнувшихся с проблемами египтологии. Кроме того, краткое изложение древней истории Египта, древнеегипетских обычаев и методов строительства совершенно необходимо, чтобы читатель мог правильно понять и оценить новое открытие.

И, наконец, я по мере сил старался обрисовать тот фон, на котором протекала моя работа, ввести читателя в повсе- дневные будни раскопок, с их смелыми поисками, препятст- виями и отступлениями, с их «следовательскими» методами, со всеми их взлетами славы и разочарованиями.

Мохаммед Закария Гонейм

Глава первая. МАТЬ ПИРАМИД

Вряд ли все мои читатели знают подробности истории Древнего Египта. Поэтому надеюсь, что те, кто с такими подробностями знаком, простят мне нижеследующее краткое введение в историю первых египетских династий. Оно необходимо, чтобы большинство читателей, для которых этот предмет нов, смогли соответствующим образом оценить откры- тия последних лет.

Долину Нила принято считать колыбелью самой древней цивилизации на нашей планете. [Автор не совсем прав: цивилизация Шумера, возникшая в низовьях Тибра и Евфрата, не уступает в древности египетской.— Прим. ред.]

Когда ледниковый период в Европе окончился и количе- ство дождей пошло на убыль, кочевые племена Северной Африки устремились к долине Нила, привлекаемые его не- иссякающим многоводьем. Эти племена путем смешения раз- личных рас образовали народность, состоявшую из пришель- цев с востока, запада и юга. В период раннего неолита, по- видимому уже в шестом-пятом тысячелетии до нашей эры, вчерашние кочевники-охотники начали селиться в Нильской долине. Ежегодные разливы, несущие плодородный жизне- творный ил, доставляли им здесь все необходимое, позволяя вести оседлую жизнь.

Через огромный промежуток времени первобытные егип- тяне научились управлять своей рекой или во всяком случае предугадывать ее поведение. Они научились делать отметки уровня воды в различные времена года и благодаря таким многолетним наблюдениям могли довольно точно предсказы- вать силу разлива. Наблюдения необходимо было записы- вать, и это, возможно, послужило одной из основных причин изобретения письменности.

Ежегодные разливы уничтожали большое количество ме- . жевых знаков. Чтобы затем восстанавливать границы полей, понадобилась точная система измерений, а это в свою оче- редь вызвало развитие геометрии, которая впоследствии при- годилась при сооружении зданий. Так формировалась еги- петская культура.

Несмотря на все это, египтяне еще долгое время не были единым народом. Они жили изолированными поселениями, расположенными вдоль огромной извилистой реки, и в каж- дом поселении был свой местный вождь. В тот период неза- висимые племена беспрестанно воевали между собой. Иногда какой-нибудь могущественный правитель подчинял своей власти многочисленных соседей, а иногда несколько малень- ких царств объединялись в союз для защиты или для напа- дения. Так постепенно возрастала сила централизации. И вот пришло время, когда в Египте осталось всего два го- сударства: царство Верхнего Египта и царство Нижнего Египта. Наконец, правитель Верхнего Египта завоевал север страны и создал объединенное царство. Этим правителем был Нармер, или, иначе, Менее. Он стал родоначальником династии фараонов, которую историки называют Первой династией. Произошло это приблизительно в 3200 году до нашей эры. [Тем не менее память о том, что Египет в древности был разделен на Верхнее и Нижнее царства, сохранялась еще долгое время после объ- единения. Так, например, одним из титулов фараонов был «Владыка Верх- него и Нижнего Египта».]

К сожалению, такое деление на династии не всегда точ- но. Оно было установлено в IV веке до нашей эры египет- ским историком Манефоном, написавшим историю Египта на греческом языке. Манефон разделил имена фараонов, известных ему по древним записям, на тридцать царских ро- дов, однако некоторые его деления ошибочны. Несмотря на это, современные историки для удобства продолжают поль- зоваться списком, составленным Манефоном. Этот список династий приведен в конце книги.

Описанный выше период местных войн, предшествовав- ших объединению Египта, продолжался немало времени. От исторического Египта, известного нам уже по письменным источникам, его отделяет более тысячелетия. Так, например, для фараона Тутанхамона, правившего четырнадцать с лиш- ним столетий до нашей эры, фараон Нармер был так же далек, как для нас Нерон. Однако из раскопок погребений того отдаленного периода, отстоящего от нас на шесть тыся- челетий, мы знаем, что египетская цивилизация уже