Het Monster

История эзотерических учений - лекции

пользе. У нас же, добавлял он печально, дело обстоит

как раз наоборот...

В.Ф. Одоевский был прекрасным философом-эзотериком,

его труды заслуживают самого пристального внимания (напр.:

Одоевский В.Ф. Последний квартет Бетховена. М., 1982).

Чрезмерная политизация масонского движения заставила некоторых

приверженцев чисто духовных занятий отпочковаться от ордена и

основать свои ордена или ложи.

Так, около 1760 года некто Мартинец де Паскуалис (Martinez de

Pasquallis, т.е. очевидно, Мартинес де Паскальи, а еще точнее,

видимо, Мордехай бен Пейсах) основал в Париже и неск. других городах

Братство отборных священнослужителей (Elus Cohens) c

девятистепенной иерархией; старшие три степени были

розенкрейцерскими. Это была чисто эзотерическая или, как ее называют

в литературе, магико-теургическая школа.

Мартинец де Паскуалис, крещеный еврей, основатель духовных

школ в Париже (1760), Бордо и Лионе. Составил Трактат о

Pеинтеграции существ в их первоначальных свойствах, качествах и

силах, духовных и божественных, посвященный христианской

Каббале, т.е. эзотерически понимаемому христианству.

После смерти основателя (1774) школа начала было приходить в

упадок, но эстафету подхватил маркиз де Сен-Мартен, отставной

военный, филантроп, мистик и философ-теург, прозванный Неизвестным

философом (le philosophe inconnu), после чего членов этой школы

окончательно стали называть МАРТИНИСТАМИ.

Сен-Мартен, Луи-Клод, маркиз де (Louis Claude de

Saint-Martin, 1743-1803): выступал как против материализма

французских просветителей, так и против косности официального

богословия. Переводил на фр. яз. труды Якоба Бёме. Оставил ряд

собственных трудов, в т.ч.:

- Lhomme de desir. Lyon, 1790;

- Des erreurs et de la verite, ou les Hommes rapplees au

principe universel de la science. Lyon, 1795;

- Le crocodile, ou la guerre du bien et du mal. Paris,

1796;

- De lesprit des choses... v.1-2. Paris, 1800 и др.

Сен-Мартен переустроил школу на мистический лад, упростив ритуал

посвящения до 1 степени: Высший Неизвестный (Superieur Inconnu,

знак S.. I..); позже были введены 2 ученические степени - A

(Associe) и I (Initie). Взгляды Сен-Мартена оказали большое влияние

на развитие идеологии масонства.

Все теоретические положения Сен-Мартена были проникнуты

одной идеей - идеей добра. Высшая моральная цель человека,

считали мартинисты, состоит в единении с Богом; достигается она

путем отрешения от всего чувственного и материального.

Физическое тело есть лишь иллюзорная материальная оболочка его

духовной сущности (монады), представляющей собой эманацию Бога.

О мартинизме в Pоссии см.: Лонгинов А. Новиков и

московские мартинисты. М., 1867.

Подобный же характер носила школа Друзей Истины - ФИЛАЛЕТОВ

(от греч. philh - любовь и alhtheia - истина), установивших 12

степеней (четыре последних - розенкрейцерские) и также стремившихся

при помощи метафизики и оккультных наук воспитать нового человека.

Другие, наоборот, решили отказаться от занятий никому не нужной

алхимией, чтобы создать чисто политическую организацию наподобие

ордена иезуитов. Таковы были иллюминаты.

ИЛЛЮМИНАТЫ (лат. просветленные): название нескольких

религиозно-мистических орденов. Чаще всего под ними понимают

орден, осн. Адамом Вейсгауптом в 1776 г. в Ингольштадте

(Бавария) как альтернатива масонских обществ. Занятия магией и

оккультными науками были для членов ордена запрещены. Они не

отвергали христианства, а лишь пытались толковать его

рационалистически, как всемiрное этическое учение -

естественную религию.

Члены общества делились на несколько разрядов, и только высшему

из них открывались его тайные цели: замена христианской религии

естественной общечеловеческой, а монархии - республикой. Эти цели,

а также трения между руководителями орденов привели к тому, что в

1784 г. курфюрст баварский запретил иллюминатские и масонские ложи. В

1786 г. они были запрещены в России (в первый раз).

Во второй половине XVIII в. эти спиритуалистические

организации насчитывали десятки тысяч членов. Не удивительно, что

среди них попадались люди настолько неординарные, что историки

эзотеризма до сих пор затрудняются, считать ли их великими

шарлатанами