Het Monster

История эзотерических учений - лекции

шесть основных чакр плюс одна

высшая, сверх-чакра (Сахасрара). Шесть основных чакр расположены не

на (или в) физическом, а на эфирном теле, которое считается носителем

информации о физическом и других телах.

Каждая чакра обладает особыми свойствами, проявляющимися на всех

уровнях, т.е. во всех телах. С каждой чакрой связывается тж.

определенное божество или ипостась божества, стихия, мантра и шакти.

Мантра, если вы помните, это краткое заклинание или молитва, шакти же

в данном случае - женское божество, одно из олицетворений космической

энергии шакти.

Каждая чакра имеет также свой знак или символ, сопровождаемый

сложной расшифровкой и включающий несколько букв алфавита деванагари.

Шесть чакр охватывают все 50 букв алфавита, седьмая же, самая высшая,

тысячелепестковый лотос, включает каждую букву в 20 повторениях. К

классическим чакрам относят (перечисление снизу вверх):

1. муладхара - на уровне копчика. Четырехлепестковый

лотос. Это Брахма, проявляющийся в богине любви Каме. Самая

нижняя чакра, при активизации которой пробуждается канал

кундалини (от санскр. кундали - змея, служившая в Индии

символом красоты и силы). По этому каналу жизненная энергия

(шакти) поднимается наверх, в высшие области человеческого

сознания, чтобы в конце концов символы мужского и женского

начала, Шива и Шакти, соединились в космическом блаженстве.

Совр. интегральная йога занимается упражнениями, направленными

на прокачку этой энергии снизу вверх и сверху вниз. Стихия -

земля.

2. свадхистана - на уровне лобка. Шестилепестковый лотос.

Вишну. Стихия - вода.

3. манипура - на уровне солнечного сплетения.

Десятилепестковый лотос. Шива, проявляющийся в образе

юпитерианского божества-громовержца Рудры. Стихия - огонь.

4. анахата - между сосков. Двенадцатилепестковый лотос.

Шива-Харикодра (Шива в образе Вишну и наоборот). Стихия -

воздух.

5. вишуддха - на уровне щитовидной железы. 16-лепестковый

лотос. Садашива (Шива-ардханаришвара, т.е. андрогин). Стихия -

акаша (эфир, творческая сила).

6. аджна - чуть выше переносицы. Двухлепестковый

лотос. Парам-Шива (Всевышний Шива). Стихия - мысленная,

неартикулируемая речь (манас).

7. сахасрара - над макушкой. Тысячелепестковый лотос.

Обитель чистого сознания Шивы, слияние индивидуального и

мiрового разума, мужского и женского начала.

В наши дни эзотерики работают не только с классическими семью

чакрами, но и с некоторыми дополнительными - акитрой, двадасарной

(Манас-чакрой), Лалана и Сома-чакрой и др. Подробнее см.: Woodroffe,

John. The Serpent Power. Madras 1918, 1958; Pаджнеш, Бхагван Шри.

Медитация: искусство внутреннего экстаза. Rajnesh Foundation, Poona,

1977; Каптен Ю.Л. Основы медитации. СПб., Андреев и сыновья, 1991.

Представление о пространственно-временной замкнутости мiра, о

цикличности всех его проявлений восходит, как мы уже говорили, к

таврическому мышлению, т.е. мышлению эры Тельца, элементов которого

в индийской культуре сохранилось немало. Выражением этого

представления является м а н д а л а - символ вечного круговорота

времен и событий, солнечного года, воплощений и перевоплощений,

модель Вселенной, изображаемая в виде круга со вписанным в него

крестом или квадратом, обозначающим стороны света.

Тем же словом обозначаются, кстати, и круги, т.е. разделы

Ригведы, а тж. некоторые другие круги - например, небесный круг

Зодиака и все, к нему относящееся. Так, у известного астролога и

философа-эзотерика Дейна Редьяра (Rudhyar) имеется работа,

озаглавленная Астрологическая мандала: в ней приводятся

образные описания свойств каждого из 360 градусов Зодиака.

Итак, познакомившись вкратце с основами индийской эзотерической

мысли, рассмотрим этапы ее развития.

Природная религия ВЕДАНТИЗМА примерно к середине эры Овна

(VI-III в. до н.э.) сменяется БРАХМАНИЗМОМ, разработавшим учение о

мiровой душе (брахмане), о карме и реинкарнации (перевоплощении). В

это же время складывается система к а с т, создающая своего рода

стержень в прежде аморфном (венерианско-лунном) индийском обществе.

Эта система обеспечивала эзотеричность (т.е. в данном случае -

недоступность для непосвященных) знаний Вед и высших ступеней

самосовершенствования для женщин и членов низших каст. Стать саньяси

(святым)