Het Monster

История эзотерических учений - лекции

Знание.

ЙАЛДАВАОФ (от евр. YELED - ребенок, потомок): тень

истинного Бога, порождение Плеромы, Демиург, местный бог

человечества, творец нашего неудачного мiра, столь же

несовершенного, как и он сам, к чему Саваоф не имеет отношения.

Он же Агносия, Незнание. Но в сотворение человека вмешиваются

силы Плеромы, и Первочеловек получает частицу подлинной

Божественной субстанции (ср. у зороастрийцев, лекция 5).

Несовершенство Демиурга объяснялось, среди прочего,

его андрогинностью, т.е. недифференцированностью на ян и

инь, на мужское и женское начало, на добро и зло. Поэтому

позже христианским философам пришлось переосмыслить само

понятие андрогинности: ведь незнание добра и зла - это

состояние Адама и Евы до грехопадения, атрибут

божественности, позже утраченный ими (и здесь христианство

смыкается с буддизмом, в котором Все-безразличие, т.е.

отказ от суждения о добре и зле, есть высшая ступень

приближения к Абсолюту, а также со зрванизмом - см. лекцию

5). Поэтому в христ. философии андрогинность души - символ

непричастности человека к вопросам пола, целостности и

догреховного состояния. Преодоление ложного аспекта

андрогинности достигается при помощи духовного брака,

т.е. посвящения.

Брак - это символ союза. Но союз (завет) может

быть заключен не только между людьми, но и между

человеком и Богом. Отсюда - понятие духовного брака,

Ветхий и Новый Завет, образ Церкви как невесты

Христовой и т.д.

Одной из таких сект были ВАЛЕНТИНИАНЕ. Начав как христиане с

неоплатоническим уклоном, они скоро превратились в школу наподобие

Пифагоровой, где непосвященным преподавались начатки христианской

веры, а посвященным - учение о Саваофе и Йалдаваофе.

Валентин (лат. Valentinus, 110-175): иудей из Александрии,

философ, основатель гностич. секты. Предположит. автор

Послания к Регину (о воскресении), Евангелия Истины.

Человек, учили валентиниане, состоит из тела, души и ума. Тело -

от земли, душа - от сформированного (plasma), ум - от созданного:

ср. Мiр реального, Мiр творения, Мiр творчества в Каббале. Человек

получил это от Бога (Мiр эманаций). Отсюда три вида людей: духовные

(у них есть все три составляющие), душевные (только две) и плотские

(одна).

Духовное: мужское Афродита Урания

Душевное: женское Афродита Пандемос

Плотское: мужеженское Афродита/Афродитон

Но это в теории. На практике же они занимались целительством и

астрологией, изготовлением талисманов, амулетов и пр. абракадабры.

Не следует думать, что абракадабра - понятие ругательное. В

те времена так назывался амулет, помогающий от лихорадки.

Название восх. к имени демона Абраксаса, которого и заклинали

таким образом, чтобы он отпустил больного (ср. лекцию 7).

Чем талисман отличается от амулета? Талисман - это фигурка

или иное изображение божества (вуду, аку-аку и пр.), амулет -

фигурка с надписью или одна только надпись (или символ): у

евреев - мезуза (бумажка с текстом из Торы), у христиан -

украшения с символами креста, сердечка и якоря (вера, любовь и

надежда), со знаками Зодиака, буквами алфавита и т.п.

Подобно валентинианам, ОФИТЫ различали высшего и низшего Бога,

Саваофа и Йалдаваофа, и поклонялись первому, но в образе Змея (греч.

`o ophis - змея) как символа высшей мудрости, Софии. Поэтому и Иисус

христиан был для офитов всего лишь в очередной раз воплотившимся

Змеем, Вечным Посвященным, все той же божественной монадой. Отсюда

- офический символ змея на Т-образном кресте и живые змеи,

участвовавшие в их мистериях.

Таких сект было великое множество. Поэтому первые церковные

философы (отцы церкви) занимались главным образом апологетикой, то

есть выработкой принципов христианской религиозной философии и их

защитой против этих ересей. Однако их уже подстерегала новая

опасность, надвинувшаяся с другой стороны.

Христианство хорошо легло на платоническую философию:

НЕОПЛАТОНИКАМ (Плотин и др.) импонировала идея о триипостасной

сущности верховного Бога, в которой они видели платоновский

треугольник (см. лекцию 9), включающий En, Единое как способ

нейтрализации бинера.