Het Monster

История эзотерических учений - лекции

Но принадлежат они уже к эре Рыб.

В это время наконец начинают развиваться отдельные эзотерические

дисциплины, в первую очередь астрология и гадание. Первоначально они

служили не индивидуальным потребностям человека, а были, так сказать,

одним из орудий государственной политики. Составляются гороскопы

царей и государств, новые города закладываются в специально выбранный

день. В Китае врачи, астрологи и гадатели состояли на императорской

службе наравне с писцами и другими чиновниками.

Во второй половине эры Овна (I тыс. до н.э.) крупнейшим центром

развития эзотерической мысли становится Вавилон. Именно там

разрабатывается математика на основе 10, 20 и 60-ричной системы

счисления, принципы нумерологии. Там же был составлен и первый (из

известных) индивидуальный гороскоп - для какого-то царедворца, но

все-таки уже не для царя (410 до н.э.).

В VI в. до н.э. астрология и нумерология проникают из Вавилона

в Грецию. Открывает свою школу Пифагор. Начинается переработка

древних текстов: наряду с сакральным в них вкладывается и философский

смысл. Ведь и философия в нашем понимании начинается только с этого

времени (Сократ, Платон).

И, наконец, последние три века до нашей эры дают подлинный взлет

религиозной, философской и эзотерической мысли. Надвигается эра Рыб:

стихия огня (Овен) смешивается со стихией воды, и образуется пар,

туман - ничего не видно, будущее представляется людям туманным,

гибельным, к тому же кругом идет война, и конец света кажется скорым

и неизбежным.

Появляются книги глубоко философского содержания: Экклезиаст,

Поучения Бен-Сиры (Книга Иисуса сына Сирахова), аллегорические

Притчи и Песнь Песней, приписываемые Соломону (III в. до н.э.);

развивается жанр апокалиптической литературы (Откровение Илии, Адама,

Ездры и, наконец, Откровение Св. Иоанна - новозаветный Апокалипсис),

чисто мистическая литература: Енох, Сивиллины книги и т.д.

. История эзотерических учений.

Лекция 4. Китай и Тибет

Срединное Царство

Начнем с Китая как центра Дальневосточных цивилизаций, откуда

многие достижения человеческой мысли распространялись в соседние

страны - Тибет и Монголию, Корею, Японию и Вьетнам. Ясно, что речь

идет не только о бумаге и туши, фарфоре и вермишели, но прежде всего

об идеях и представлениях, призванных объяснить устройство

окружающего мiра и роль в нем человека.

Эти представления окончательно сформировались или, точнее, были

сформулированы к концу эры Овна (VI - V вв. до н.э.) и сохранились

неизменными в своей сути до наших дней, составляя основу всех трех

основных течений китайской религиозно-философской мысли: даосизма,

конфуцианства и буддизма. Даже проникновение с Запада новых религий

(христианства и мусульманства различных толков), начавшееся во второй

половине I тысячелетия н.э., и новых философских теорий, начавшееся

лишь в конце XIX в., лишь что-то добавило к мiровоззрению жителей

Восточной Азии, но ничего не изменило по существу.

Сейчас они, конечно, знают, что Земля вращается вокруг Солнца,

знакомы со всеми достижениями современной науки и сами достигли в ней

многого, но их мiровоззрение, а тем самым в большой мере дела и

поступки определяются именно традиционной картиной мiра, эзотеричной

в самой своей основе. Недаром американский китаевед Дж. Нидэм считал

даже, что китайское мышление наиболее близко ко всемiрной

(универсальной, экуменической) философии будущего (Needham, J.

Science in Traditional China: A Comparative Perspective. Cambridge

/Mass./ - Hong Kong 1981).

Китайцы издревле называли свою страну Срединным царством (Чжун

Го), полагая, что она ни вокруг чего не вращается, а находится в

центре не только обитаемой земли, но и всего мiроздания. На севере

живут варвары, на юге - родственные племена, на западе возвышаются

горы, а на востоке находится океан, но и там тоже живут разные люди

или, по крайней мере, родственные им существа, как на горе Пэнлай,

обители бессмертных, расположенной где-то за горизонтом. Над Китаем

находятся Небеса, населенные множеством богов разного ранга, а под

ним - Преисподняя, царство могущественного Янь-вана, начальника над

целой армией чиновников и судей, разбирающих дела вновь прибывающих

душ.

Правда, в более ранние времена Царство мертвых у китайцев тоже

помещалось на поверхности Земли, где-то далеко на севере. Но

трехчленная схема деления мiра по вертикали сохранялась: между Небом

и Землей находился Человек. В этом легко узнать уже известную