Het Monster

История эзотерических учений - лекции

четверть века

спустя его учение обрело официальную редакцию (Коран), которая не

меняется до сих пор; почти сразу появились Сунна и Хадисы (Предание и

Рассказы), а затем многочисленные Тафсиры (Комментарии), толкования и

комментарии к толкованиям (вспомните Тору и Талмуд).

Очень скоро Ислам распался на два больших течения (суннизм и

шиизм), четыре мазхаба (школы в суннизме) и множество более мелких

направлений, сект, орденов и толков. Это произошло не в последнюю

очередь потому, что Ислам распространялся на территориях, уже занятых

другими, часто достаточно развитыми учениями (как религиозными, так и

философскими), а потому вынужден был кое-что у них перенимать. Не

боролись мусульмане и с языческими жрецами (магами), прорицателями

и гадателями.

Преимущество Ислама заключалось именно в его

веротерпимости. В отличие от предыдущих идеологий Ислам

действовал не кнутом, а пряником (эра Овна давно прошла): он

не требовал от неверных перехода в свою веру, а лишь

предоставлял им такую возможность, зато связанную с целым рядом

привилегий.

Первые суфийские общины появились, как говорят, в IX веке, и

именно в тех местах, где преобладало христианское или буддийское

население. Название СУФИ происходит от араб. суф - шерсть и было

дано мусульманским подвижникам по их шерстяной одежде, как пишет

академик Бартольд (Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.,

Наука, 1966; М., МГТУ, 1992), хотя христианские ученые до начала ХХ

века были уверены, что это слово одного корня с греческой

Премудростью-Софией.

Суфии предпочитали аскетический образ жизни и скрывали свои

добродетели, стараясь своими внешними поступками вызвать осуждение

людей (Бартольд). Своей целью они считали единение с Богом

(обожение), достичь которой полагали посредством экстаза, для чего

применяли как самоуглубление (медитацию), так и самоистязание. Однако

для нас интересны не рядовые члены братств, а ученые - посвященные,

убежденные в том, что во все времена в мiре пребывала некая высшая

мудрость, единая для всех религий и народов (Кныш А.Д. Сухраварди.

В: Ислам. Энциклопедический словарь. М., Наука, 1991).

Абу Хамид ал-Газали (XI в., Избавляющий от

заблуждения), Шихаб ад-дин Сухраварди (XII в., Чужбина

Запада), Мухи ад-дин Ибн-Араби (XIII в., Мекканские

откровения), аш-Шазили, Астарабади, Ибн-Таймийа...

Они стремились синтезировать эту мудрость, используя

эзотерический опыт всех существовавших тогда мiровых религий и

философий, блестяще оперируя их понятиями и находя все новые

тонкости, значения и оттенки. Суфизм - характерное порождение эры

Рыб, результат работы интуиции там, где невозможны логические

дискурсы (Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. Опыт парадигмального

анализа философии Ибн-Араби. М., Наука, 1993), ибо невыразимое

можно выразить только путем умолчания (конфуцианцы).

Так, они приняли постулат дзен-буддизма о том, что Я - это

преграда (хаджаб, заслон) на пути познания действительности. Чтобы

постичь действительность, надо снять эту преграду (Агахи А.М.

Значение противоборства религиозно-философских течений ахбари и

осули в идеологической борьбе своего времени. В: Иран. История и

культура в Средние века и Новое время. М., Наука, 1980). А для

этого нужно познать самого себя - Gnori se auton, как говорили греки:

Душа всех наук состоит в том, Чтобы познать, кто я такой -

сказал Джалаледдин Руми (1207-73), поэт и философ (Есть книга: Фиш Р.

Джалаледдин Руми. М., 1972.)

Путь же познания мiра и человека, путь самоусовершенствования

назывался у суфиев Тарикат (Tariqah). Это понятие нам тоже знакомо -

вспомните дао или путь самоусовершенствования в йоге и буддизме.

Из Каббалы суфии восприняли многие идеи об устройстве мiра,

дополнив и развив их. Так, сфер или уровней мiроздания (вспомните

сферы у бенинцев или сфирот у каббалистов) они насчитывали 15

(перечисляются сверху вниз):

1 Престолы 8 Солнце

2 Троны 9 Венера

3 знаки Зодиака 10 Меркурий

4 лунные стоянки 11 Луна

5 Сатурн 12 эфир

6 Юпитер 13 воздух

7 Марс 14 вода

15 земля

Это напоминает распределение ангельских чинов и стихий в Талмуде

и у христиан, но к ним добавляются уже знакомые нам астральные

сущности - семь планет и двенадцать знаков, а также лунные