Het Monster

История эзотерических учений - лекции

космического равновесия,

не противоречащее Божественной воле, т.е. применяемое с добрыми

намерениями.

Противоположностью Белой считают Магию черную: это магич.

действия, имеющие целью нарушение космического равновесия,

противоречащие Божественной воле, совершаемые злонамеренно.

В описываемую эпоху лицо, задумавшее причинить вред кому-л.

при помощи магич. действий, предварительно заключало договор с

силами зла. Само выражение черная магия восх. к греч.

некромантия, использовавшемуся церковью в Средние века для

обозначения всякого недозволенного волшебства. В народной

этимологии некромантия превратилась в нигромантию (по анал.

с лат. niger, черный), отсюда и пошло слово; понятие же белая

(дозволенная) магия возникло позже как противопоставление

черной.

В наши дни иногда выделяют также Серую или нейтральную магию:

под этим подразумеваются действия, не ведущие к изменению

космического равновесия или просто совершаемые без осознаваемого

доброго или злого намерения. Последнее опасно, т.к. в результате

подобного действия может быть причинен вред.

Во-вторых, магию подразделяют по сферам и характеру применения:

Магия ментальная: магич. действия, совершаемые человеком с целью

воздействия на самого себя в целях развития и укрепления своих

способностей и возможностей.

Магия народная: комплекс сравнительно простых магич. приемов,

сложившийся на основе многовекового опыта в малообразованных слоях

населения. Имеет задачу гл. об. обнаруживать и изгонять злых духов,

ведьм, паразитов, предупреждать несчастье, исцелять причиненный вред

и болезни.

Магия натуральная (естественная): magia naturalis, учение о

магических силах вещей в природе.

Магия оперативная: любые магические действия, направленные на

изменение текущего хода вещей.

Магия священная: магич. действия, входящие в состав ритуалов

того или иного культа и исполняемые жрецами (священнослужителями).

Совершается с целью защиты человека от влияния сил зла.

Магия церемониальная: комплекс ритуальных правил и приемов,

выполняемых для подготовки к совершению собственно магич. действий и

для усиления ожидаемого эффекта.

Что же касается алхимии, то за недостатком времени мы ее

подробно разбирать не будем. Отметим лишь, что и эта наука перестала

быть искусством вызывания духов земли и огня ради превращения

свинцовых чушек в золотые монеты. Задача алхимии - творить золото в

человеческой душе, одним из средств чего и является уже

упоминавшийся духовный брак. Философский же камень, он же Камень

мудрецов, Lapis philosophorum, - не материальный катализатор

указанной химической реакции, а духовный катализатор, средство,

помогающее человеку подняться на новую ступень развития сознания.

Литература: Рабинович В.Л. Алхимия как феномен

средневековой культуры. М., Наука, 1979; Gilchrist, Ch. The

Elements of Alchemy. Longmead (UK) - Rockport MA (US) 1991. См.

тж.: И. Андреэ. Химическая свадьба. Наука и религия NN 2-4 за

1991 г.

Иоганн Валентин Андреэ (Andreae, 1586-1654) оставил ряд

сочинений, в которых доказывается непротиворечивость основных

духовных учений друг другу (в частности, христианства, магии и

каббалистики): Химическая свадьба Христиана Pозенкрейца

(1616), Славное Братство и Устав Братства (Fama Fraternitas,

1616; Confessio Fraternitatis, 1619). Они стали программными

документами ордена Розенкрейцеров, о которых речь впереди.

. История эзотерических учений.

Лекция 11. XVIII век.

Восемнадцатый век был не только эпохой великих событий,

загадочных личностей и драматических сюжетов. По словам Микеле

Морамарко, современного итальянского исследователя масонства, он был

также столетием спиритуалистических течений (Морамарко М. Масонство

в прошлом и настоящем. М., Прогресс, 1990).

Это развитие было подготовлено, естественно, всей предыдущей

эпохой и особенно XVII веком, когда были сделаны многие

естественнонаучные открытия -

- законы Иоганна Кеплера и Исаака Ньютона, Анатомическое

исследование Уильяма Гарвея и микроскоп Антона ван Левенгука, -

- и превратилась в самостоятельную научную дисциплину МЕТАФИЗИКА,

ставшая в XVIII в. философией философий.

Слово метафизика (meta ta physika, за пределами данного

природой) придумали все те же греки (Аристотель) для

обозначения первой философии как науки о причинах и началах

всего. Естествоиспытатели