Het Monster

История эзотерических учений - лекции

из которых произошла в 586 г. до н.э.).

Что имели евреи до прихода завоевателей из Двуречья? Смутные

воспоминания о едином царстве Соломона бен Давида, мир с ними обоими

(ок. 1000 - 900 до н.э.), да многобожие, среди которого сатурнический

Ягве был лишь верховным жрецом - он не был юпитерианским божеством-

покровителем, олицетворением победоносного царя, а всего лишь

хранителем Закона, и уж никак не верховным богом. Однако закона никто

не придерживался, войска не было, государства тоже не было. Не было

литературы, истории, философии и тем более никакой эзотерики, если

не считать простейших мантических и магических приемов, да и то

заимствованных у более культурных соседей (египтян, финикийцев).

В Двуречье же евреи нашли высокоразвитое государство со столицей

в огромном вечном городе Вавилоне, мощное жречество, регулярную

армию, торговые дома с миллионными оборотами, но прежде всего

культуру: календарь и хронологию, всемiрную историю (хоть и

основанную на мифологии, но на мифологии опять-таки высокоразвитой),

агрономию и геометрию, математику, астрологию и хирологию.

Главное то, что все это было евреям понятно: их язык мало

отличался от официального аккадского, на котором общались все от Инда

до Нила, почти как сейчас на английском. На нем велась вся

дипломатическая переписка. Не удивительно, что у них возник миф о

Вавилонской башне: на всей земле был один язык и одно наречие...

(Быт., гл.11).

В Двуречье выросли новые поколения евреев. К 539 году до н.э.,

когда Вавилон был покорен персидским царем Киром, эзотерическое

сознание евреев значительно возросло и, когда еще год спустя им

разрешено было вернуться в Палестину, это уже был фактически другой

народ, о котором мы будем говорить в следующей лекции. Здесь же

отметим, что вернувшись, евреи застали дома таких же дикарей,

которыми когда-то были сами: ведь из Палестины, естественно, увели не

все местное население. Первые же попытки репатриантов договориться

с местными (самарянами) окончились неудачей (см. Книгу Ездры, гл. 3).

За два с лишним века пребывания евреев в Двуречье многое

изменилось и в самой Ассиро-Вавилонской державе. В 626 г. до н.э.

ассирийскую династию снова сменила вавилонская (халдейская), и

начался новый этап развития шумеро-вавилонской культуры.

Халдеи

ХАЛДЕИ (мн., ивр. KASDIM, греч. `oi chaldaioi) были очередным

семитским племенем, давно обитавшим в Междуречье. По археол. данным,

пришли они туда с юго-запада, из Аравии, примерно около середины

эры Овна (1000 до н.э.). Это были воинственные бедуины, состоявшие

одно время на службе у ассирийских царей. В 626 г. халдей

Набупалассар захватил вавилонский трон.

Тут же отметим, что халдеями европейцы и до сих пор

по традиции иногда называют христиан - жителей Ирана и Ирака, а

их церковь и официально называется Халдейской (Catholic

Chaldaean Church, уния с Римом 1553, резиденция Патриарха в

Багдаде). Но это, само собой, не те халдеи, о которых идет речь.

Халдеи не отменяли официального культа Мардука и других

астральных божеств, но у них была и своя эзотерическая традиция,

очевидно архаичного образца, во многом сходного с уже

рассмотренными нами африканскими и латиноамериканскими. Считается,

что это с их легкой (или тяжелой?) руки на всем семитском Востоке

получили распространение амулеты и талисманы, приемы первобытной

магии (энвольтование) и примитивного гипноза (сглаз).

ЭНВОЛЬТОВАНИЕ (от лат. involer - нападать, завладевать):

магическая операция с целью оказания воздействия на какого-л.

человека. Это воздействие м.б. положительным и отрицательным.

Осуществ. путем изготовления вольта (фигурки искомого человека

из воска или иных материалов) и манипуляций с нею, или же путем

внедрения в ближайшее окружение искомого лица заговоренных

предметов (относ). Действие энвольтования объяснялось влиянием

манипуляций мага на экстериоризованный астральный флюид искомого

лица. Подробнее см., напр.: Тухолка С. Оккультизм и магия. СПб.,

1907, переизд. Pостов, 1991.

Это то, что у нас обычно называют черной магией. Чем

объяснить желание людей - и ученых, и понимающих, что такое

хорошо, а что плохо, и уже битых-перебитых жизнью, - все-таки

навредить своему ближнему, отравить ему радость, заставить его

страдать не в счет восстановления космического равновесия, а

просто так, по личным мотивам?