Het Monster

История эзотерических учений - лекции

христианства, эзотеризм которого еще только начал

складываться, - два основных направления эзотерической мысли:

плюралистическое, рассматривавшее христианство как одно из многих

учений о мiре и человеке, в чем-то лучше, а в чем-то и хуже прочих, и

монистическое, считавшее христианство важнейшим из этих учений,

однако требующим целого ряда дополнений и поправок.

Первое связано с философской мистикой неоплатонизма, этим

последним взлетом античной мысли, второе - с религиозной мистикой

гностицизма. Слово мистика в данном случае не означает ничего кроме

ощущения некоей тайны и попытки раскрыть эту тайну.

Начнем со второго как более раннего по времени возникновения.

Во II в. н.э. в Александрии и иных местах Египта жили христиане,

греки и копты, не без оснований считавшие, что учение Иисуса,

изложенное в те времена лишь в кратких и маловразумительных логиях

(ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет... -

М. Булгаков), требует разъяснений и комментариев.

Основателем Александрийской православной церкви счит. ап.

Марк (II в.), а Коптской - Патриарх Диоскор (V в.). Обе

существуют и поныне. Первая долгое время (ок. 1000 лет) была

монофелитской (от mono + thelhma, единая [Божественная] воля

Христа, не оставлявшая места человеческой), вторая и до сих пор

- монофизитская (от mono + physis, единая [Божественная]

природа Христа, подчинившая себе человеческую). Русская

Православная церковь в этом плане является диофелитской и

диофизитской, т.е. признает равноправие Божественного и

человеческого начала в Иисусе Христе.

Этот пример показывает, что христианское учение в то

время еще далеко не устоялось даже на уровне

институционализированных церквей, число которых продолжало

увеличиваться еще долго.

Но нас интересуют не сами эти церкви, хотя их воззрения тоже

достаточно любопытны (это - предмет истории религий), а те группы или

секты, которые даже им казались неортодоксальными. Пожалуй, мы уже

можем утверждать, что догматическая неортодоксальность есть важнейший

признак эзотеризма.

Такие секты имелись и в самой Александрии, и в провинции

(Хенобоскион, он же Наг-Хаммади). Их называют ГНОСТИКАМИ.

Как пишет Александр Арнольдович Столяров, ученик А.Ф. Лосева,

Неустоявшийся характер [христианского] учения и поиски своего места

в культурном мiре неизбежно порождали массу уклонений, ибо развитие

шло в нескольких направлениях. Искушение сразу же воспользоваться

богатейшим набором мифологических и философских средств вызвало к

жизни целую группу течений, объединенных идеей спасительного Знания

(Столяров А.А. Тертуллиан. Эпоха - жизнь - учение. В: Тертуллиан.

Избранные соч. М., 1994).

Гностики искали (и думали, что нашли) Истину. Основой ее они

считали Гносис (греч. Gnwsis - знание, ср. gnwri se auton): тайное

знание о Боге, мiре и подлинной духовной природе человека, открытое

пророками и сохраняемое эзотерической традицией. Обладание подобным

знанием, удостоиться которого могли лишь избранные, само по себе

ведет к Спасению.

Зло в мiре считалось возникшим изначально, в результате

ошибки технологии. Уничтожение его происходит лишь постепенно,

в ходе мiрового процесса восстановления планировавшейся гармонии

(гомеостаз), ускорить который помогают пророки и божественные

посланники. Путь к Спасению лежит через приобретение Гносиса.

Бог скрыт и непознаваем: Не дерзай говорить слова о Нем...

(Поучения Силуана. Ср. пифагорейское: в перстне изображений не

носи). Но это - верховный, истинный Бог. Он невидим ни первым, ни

вторым зрением (третьим глазом). Большинство же людей поклоняются

неистинному Богу, образ которого то и дело маячит у них перед

глазами. Между тем это - всего лишь производное истинного Бога, отец

не мiра, но лжи этого мiра (майи), то есть Диавол (хотя для гностиков

Диавол был не Ариманом - отцом зла, а всего лишь неудачником, жертвой

собственных заблуждений). Отсюда подразделение, превращающее

гностические учения из монистических в дуалистические:

САВАОФ: истинный и непознаваемый Бог, общий бог Космоса,

порождающий Плерому - полноту духовности, состоящую из

соединенных попарно эонов (духовных сущностей - ср. Хронос

Агераос, он же Зрван!). Последний из эонов - Пистис София,

Первичность Веры, порождающая Йалдаваофа, она же Хохма, она же

Гносис -