Het Monster

История эзотерических учений - лекции

особенно большую силу и

популярность. Начиная с 1722 года их организации, программа которых

практически ничем не отличалась от розенкрейцерской, стали набирать

силу в Шотландии и Англии, Франции и Испании, Баварии и Пруссии.

В отличие от розенкрейцеров, масоны сразу и довольно быстро

разработали сложную систему посвящений (градусов), в которой было

от трех до тридцати трех различных степеней, каждой из которых

соответствовала своя доля информации. Свой градус, а тем самым и

свою степень посвящения в тайны организации каждый масон обязан был

хранить в глубокой тайне.

Сколько бы ни было степеней, все они, в сущности,

представляют собой градации трех важнейших: ученика, товарища и

мастера.

- Ученик должен почувствовать свою тьму, пороки и научиться

работать, повиноваться, молчать (Прямин-Морозов); ему вручалась

лопатка (мастерок), которую он должен был полировать своей

работой. Он должен был вести добродетельный образ жизни и т.д.

Это была, так сказать, низшая йога.

- Товарищ должен был научиться изощрять свой разум, учиться

ощущать астральный план и созерцать Шехину (говоря нашими

терминами). Это была высшая йога.

- Мастер же уже был учителем, гуру, осознавшим идею жизни и

смерти и имеющим ключ к пониманию всех трех степеней духовного

роста.

Символы масонов просты - угольник и циркуль, фартук и

лопатка (мастерок), Пламенеющая звезда и раскрытая

книга... Слово брат (т.е. член ложи) обозначалось на

письме тремя точками (..). Даже на бумажке в 1 доллар

находится изображение масонских символов: пирамида с Оком

Божиим наверху и щит Давида в виде двух наложенных друг на

друга тетрактид (13 звезд). Что не удивительно, ибо в с е

президенты, изображенные на долларовых банкнотах, были

масонами.

Однако символы можно истолковывать по-разному. Так и

масону на каждой новой ступени посвящения открывали новый

смысл символа, более высокий. Возьмем для примера то же

око Божие, лучезарный треугольник:

- для ученика это символ внимания (имеющий глаза да

увидит), познания триединства всего сущего, София; для

товарища - символ невидимого света, третьего глаза,

высшей триады сфирот, Каббала; для мастера это - Солнце,

свет и опора нашей солнечной и десятичной системы, но также

и Бог Непознаваемый, Саваоф гностиков, Абсолют буддистов,

Дао, Единое, одним словом - великая Истина Космоса.

Первые организации масонов, считавшие своей задачей

строительство храма человеческого духа, известны (документально)

также с XVII в. Некоторые исследователи считают даже, что

розенкрейцеры сами решили основать новый, более мощный орден,

воспользовавшись возможностями уже существовавшей профессиональной

Ассоциации каменщиков (Прямин-Морозов В.И. Символические степени

масонства. Журн. Изида, дек. 1910 - янв. 1911).

В пользу этого говорит хотя бы то, что в многоступенчатых

ложах высшие степени назывались розенкрейцерскими, да и историки

обычно рассматривают оба эти течения вместе в силу их очевидного

идеологического сходства. Хотя уже цитировавшийся Микеле

Морамарко склонен считать масонов самостоятельным и просто более

удачливым течением, поглотившем более слабые.

Беда масонов была в том, что они придавали слишком большое

значение политическим целям, поставив вопрос о ликвидации монархий во

главу угла. Это не могло не сказаться на успехе их эзотерических

изысканий. Реальное поведение братьев-масонов ничуть не

соответствовало проповедуемым ими идеалам, - констатирует М.

Морамарко.

Хотя отдельные ложи, и особенно российские (первые русские ложи

появились в царствование Анны Иоанновны, 1731), очень старались

приобщить своих адептов к познанию устройства мiра и помочь им стать

новыми человеками, заботящимися, по словам кн. Владимира Федоровича

Одоевского, о том, чтобы на первом месте в помыслах любого человека

была полезность его дел для человечества, удавалось это слишком

редко.

Нужно, писал кн. Одоевский, чтобы человек в первую очередь

думал, какую пользу принесет его труд для человечества, во

вторую - о пользе для родного государства, в третью - о пользе

для своих друзей и близких, и лишь в последнюю очередь о своей

собственной