Het Monster

История эзотерических учений - лекции

Роттердама.

В: Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., Наука,

1986).

Немецкий ученый Иоганн Рейхлин (Reuchlin, 1455-1552) издал

первую в Европе еврейскую грамматику (1506) и вступился за евреев

перед папой, когда кельнские католики (доминиканцы) потребовали

сожжения всех еврейских книг.

Рыцарь Генрих Агриппа из Неттесгейма (1486-1535) написал

трехтомное сочинение О тайной философии (De occulta philosophia), в

котором впервые объединил все оккультные науки в единую систему.

Цель Агриппы состояла в том, чтобы превратить магию из

сверхъестественной науки в физику, математику и теологию;

магические операции, считал он, могут и должны быть лишь

естественным применением этих наук. Учение о взаимной симпатии и

антипатии Агриппа возвел в степень всеобщего закона природы. У

всех теоретиков позднейшего времени мы обнаруживаем систему

Агриппы с более или менее заметными вариациями.

Монах-бенедиктинец Иоганн Гейденберг, он же Тритгейм (латиниз.

Тритемий, 1462-1516), собрал огромную библиотеку по алхимии, магии и

др. эзотерическим темам. За консультацией к нему обращались

влиятельнейшие люди Европы.

Его ученик граф Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гонгейм

(Hohenheim), врач, известный нам под именем Парацельса (1493-1541),

применял теории Агриппы в медицине.

Он указывал, что между природой (макрокосмом) и человеком

(микрокосмом) существует тесная связь, поэтому познание обоих

есть неразрывное целое. Дал теоретическое обоснование многим

средствам народной медицины, основой же своего учения считал

натуральную магию. В качестве средств лечения широко пользовался

амулетами, травами и арканами (от лат. arcanum - тайна) -

сложносоставными препаратами, подбирая их по гороскопу и по

часам действия.

Последователь Парацельса Мишель де Нотр-Дам (Nostradamus,

1503-1566), врач от Бога, был еще и визионером, т.е. обладал

способностью предвидеть будущее.

В чем различие между ясновидящим и визионером? Ясновидящий

воспринимает единичный зрительный образ некоего предмета или

события в прошлом, будущем или настоящем (в последнем случае -

удаленного на значительное расстояние). Визионер же обладает

способностью иного рода: он воспринимает целый видеоряд,

процесс развития событий, который может охватывать столетия, а

то и тысячелетия.

Нострадамус действительно видел будущее, однако описать его мог

только в терминах своего времени, т.е. пятисотлетней для нас

давности. Но тогда и терминов таких не было, потому что не было самих

вещей. К тому же он, по обычаям того времени, пользовался

аллегорическим языком. Поэтому адекватная (безошибочная)

интерпретация его катренов, увы, невозможна.

Другой последователь Парацельса Генрих Кунрат (1560-1601)

тщательно изучал Каббалу и старался увязать ее с христианской

философией. Главный труд Кунрата, Амфитеатр, был опубликован

только после его смерти, однако его взгляды во многом определили

картину мiра будущих розенкрейцеров.

Итальянец Джанбаттиста делла Порта (Gianbattista della Porta,

1538-1615) первым возвел натуральную магию в ранг самостоятельной

научной дисциплины. После долгих путешествий по Европе и Азии основал

в Неаполе Общество по изучению тайн природы и в 1589 г. издал

окончательный вариант своего труда - Натуральная магия (Magia

naturalis).

Что же такое магия, о которой мы с вами уже столько говорили? Со

времен Агриппы она наконец перестала быть страшной тайной, которую

боги или демоны открывают отдельным избранным. На основе закона

подобия (то, что внизу, подобно тому, что наверху) Агриппа доказал

естественный характер магии:

- все однородное находится в условиях взаимного обмена,

высшее господствует над низшим, но и низшее действует обратно.

На этом основании все магические явления становятся лишь

действиями единого всеобъемлющего закона природы, и магия

основывается уже не на недозволенных операциях, исполняемых с

помощью духов, но на целенаправленном использовании человеком

этого закона. Подробнее см., напр.: Г.О.М. Курс энциклопедии

оккультизма. СПб, 1912; Крэг Д.М. Современная магия. СПб,

1991.

Ее подразделяют на несколько родов или видов - во-первых, с

точки зрения этики.

Начнем с Белой магии или теургии: это магич. воздействие,

имеющее целью достижение или восстановление